СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ДАВАЛСЯ НА УРОВНЕ РАЙОНА, С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗРАБОТКА УРОКА СООТВЕТСТВУЕТ ПРОГРАМНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО УМК "ШКОЛА РОССИИ",  С УЧЕТОМ УУД. УРОК ПРОШЕЛ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ, ИНТЕРЕСНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ»

Тема урока: «Как живут животные?»
Цели урока: систематизировать и расширить представления учащихся о жизни животных, учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.

Личностные УУД: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях.

Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения; оказывать помощь друг другу в работе в парах.
Оборудование: 1. Карточки со славами: растения, животные, пища, вода, тепло, воздух, свет, 2. Презентация «Кто живет в лесу?», 3. Карточка – задание «Как живут животные?», 4. Буклет «Кто живет в лесу?»

Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.
На уроке мы сегодня будем все внимательны
И с заданием справляться будем обязательно.

2. Повторение пройденного.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живет и развивается растение. Вспомним об этом. Какие условия необходимы растению для жизни?

      Затем учитель задает другой вопрос: «Как живут животные? Мы знаем, что растения живые. А животные — живые существа? Докажите это».



3. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Как живут животные? Мы знаем, что растения живые. А животные — живые существа? Докажите это».(Ответы детей.)

Работа с учебником (с.72)
Учитель. Начнем с того, что живому существу нужно питание. Рассмотрите верхний рисунок на странице 72. Назовите изображенных животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Чем каждый из них питается? (Ответы детей.)

Теперь возьмите фишки с едой и положите их на животных, которые питаются именно этой пищей.(ФИШКИ С ПИТАНИЕМ)


Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.


Учитель. А теперь рассмотрите рисунок который лежит перед вами, Кто на нем изображен?.

(Это семья кабанов.) Найдите на рисунке кабана-папу (самца), кабана-маму (самку), детенышей (поросят). Чем детеныши отличаются от взрослых кабанов? Послушайте загадку. О ком она?
Полосатая спинка,
А на спинке — щетинка.

      Детеныши растут, развиваются и постепенно превращаются во взрослых животных. А кто знает, что едят кабаны? (Ответы детей.) Кабаны едят все, что смогут найти. Но больше всего они любят желуди. Давайте нарисуем для них желуди. так, первый признак живого существа – ПИТАНИЕ.

А теперь возьмите карточки, которые лежат перед вами и соедините стрелочками животных и их питание.


- О каком втором признаке мы начали говорить, познакомившись с детенышами кабанов? (Ответы детей.)
- Появление на свет потомства – РАЗМНОЖЕНИЕ – второй признак.
- У живых существ на свет появляются дети. Я сейчас для вас проведу игру «Потерялись малыши». Учитель читает стихотворение, а ученики называют маму.
Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший
Не догонит мама …(лошадь) .
Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына
Под крыльцом нашла…(гусыня) .
Куда бы спрятаться козленку?
Какой-то зверь летит вдогонку.
Не бойся! — это стрекоза.
Прогонит вмиг ее … (коза).

Что стряслось у индюшат?
Почему они спешат?
У сарая за кадушкой
Червяка нашла …(индюшка) .
Купаться в речке страшновато,
Залезли в лужу поросята.
Умылась дружная семья —
Не узнает детей …(свинья) .
— Ну-ка марш назад, цыплятки!
Залезать нельзя на грядки!
Ищет вас, волнуется
Ваша мама …(курица) .
 Опустив печально хвостик,
Маму ждет послушный ослик.
Целый день должна трудиться
Мама ослика — … (ослица) .
Забрели четыре брата
В поле сладкого овса.
 — Эй, пора домой, ягнята!
Вас домой зовет … (овца).
Малыши и мамы рады —
Снова вместе, снова рядом,
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят.
      Я. Пишумов
Учитель. Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра называется «Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.
Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:
-открывают глазки барсучки;
-трут щёчки хомячки;
-умываются бельчата;
-потягиваются лисята;
-зевают тигрята;
-бегают страусята;
-хлопают крыльями индюшата;
-подпрыгивают тигрята;
-машут гривой  жеребята;
-крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;
-кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.
А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается. Приготовились?
Зверята просыпаются!

3. Работа с учебником (с.73)
Учитель. Многие животные строят для своей семьи жилье.
Попробуем определить: кому какое жилье принадлежит. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каком животном идет речь, и найдите его жилище на странице 53 учебника.

1. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину. (Бобр строит хатку.)
2. Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. (Дятел живет в дупле.)
3. Сделал дыру, вырыл нору.
Вот спальня, вот кладовка –
Всё сделано ловко. (Хомяк роет нору.)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка вьёт гнездо.)
5. Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит, будет плохо. (Оса строит гнездо.)
Учитель. Для чего животным нужен дом? (В жилище животные выводят детенышей. Здесь тепло.)
- Значит, для жизни животных нужно ТЕПЛО.
- Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо? (ВОЗДУХ и СВЕТ)



Вот мы и нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока. Перечитайте получившиеся ответы, и скажите, что же необходимо животным для жизни? (Ответы детей.)

4.Презентация «Кто живет в лесу?»
После просмотра презентации учащиеся выполняют карточку – задание «Как живут животные?»


В конце урока учащиеся получают буклет «Кто живет в лесу?»

4. Итог урока.
Учитель. На сегодняшнем уроке, мы искали ответ на вопрос: Как живут животные?
Как вы считаете, мы смогли найти ответ на этот вопрос?
Если вы считаете, что смогли, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не нашли ответ – покажите красный сигнал.


Игра “Да и Нет”

Да – делают хлопок в ладоши над головой.

А вот и нет! – разводят руки в стороны.

1). Верно ли, что белка спит в берлоге? А вот и нет.

2). Барсук зимой впадает в спячку? Да.

3). Верно ли, что медведь ходит по лесу в поисках пищи? А вот и нет.

4). Собака – это зверь? Да.

5). Можем ли мы помочь лесным животным? Да.

6). Знаешь ли ты следы лесных животных? ?

(Кто-то с Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка). 

БЕЛКА

А на этом дереве у нее свой домик – дупло. Оно  не очень большое, но сухое. Дупло выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лес Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

у очень много. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.


МЕДВЕДЬ

Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели и другого дерева свалившего бурей. Подкопает землю, чтоб ямка получилась поглубже и натаскает в него мох и кору ели. А потом приткнет веток к корням и заляжет спать до весны. Потом берлогу снегом занесет. Медведь на одном ухе спит, другим слушает. Медведица зимует вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы;

Уши больше головы. (Заяц).


ЗАЯЦ

По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. А в сильные морозы и бураны он забирается в снежные норы-пещеры под стволами поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов. Запасов на зиму заяц не делает. Приходится грызть горькую кору осинок и жёсткие ветки. Живёт заяц впроголодь, ждет, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле. Вот теперь заяц может полакомится молодой корой и тонкими веточками. Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса). 

ЛИСА

По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из-за малого веса она почти не проваливается.

Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов. Вот с едой зимой плохо. Нет лягушек и птенцов, попрятались в норы мыши и полевки. Лиса запасов на зиму не делает. Охотится она в поле, где ветер сдувает снег. Тщательно обнюхивает снег, норки мышей отыскивает. Под снегом их не видно, но её чуткие ушки услышат, где под снегом мышка прошуршала. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Ещё она охотится за зайцами. Но не всегда может раскопать норку мышки под снегом или поймать зайца, поэтому, как и другие животные, часто голодает. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко. (Лось).

ЛОСЬ

Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза.  

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж).

ЁЖ

В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Там норка ежа. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

Одинокий, голоднющий

Всё зубами щелк да щелк.

Вы, наверно, догадались,-

Это страшный серый…. (Волк).

ВОЛК

Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.








АНАЛИЗ УРОКА:

Качественное формирование новых знаний, умений и личностных качеств учащихся на уроке обеспечено через организацию  разностороннего созидательного взаимодействия обучающихся  друг с другом и педагогом.
Обучение было интерактивным, т.к. все учащиеся были вовлечены в процесс познания через активную коммуникацию.  Интерес поддерживался разнообразием заданий, сменой видов деятельности, игровыми приемами.
Визуализация учебного материала и  результатов выполненной работы осуществлялась с использованием  различных визуальных средств подачи информации: слайдовая презентация, рабочие листы, доска, учебник и рабочая тетрадь.
Контроль и рефлексия осуществлялась на каждом этапе урока разными способами: сравнение с образцом (учебником), взаимопроверка, самопроверка.
Мотивация учащихся осуществлялась методом «Ключевых слов», когда при помощи учителя дети сами формулировали вопросы для исследования и на этапе формирования ожиданий обучающихся, когда они отвечали на вопрос «Где эти знания о животных могут пригодиться в жизни?»
Анализ и самооценка деятельности обучающихся проводилась методом «контрольных вопросов».