Тема урока: «Как живут животные?» Цели урока: систематизировать и расширить представления учащихся о жизни животных, учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению. Личностные УУД: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения; оказывать помощь друг другу в работе в парах. Оборудование: 1. Карточки со славами: растения, животные, пища, вода, тепло, воздух, свет, 2. Презентация «Кто живет в лесу?», 3. Карточка – задание «Как живут животные?», 4. Буклет «Кто живет в лесу?»
Ход урока 1. Организационный момент. Учитель. Долгожданный дан звонок – начинается урок. На уроке мы сегодня будем все внимательны И с заданием справляться будем обязательно.
 2. Повторение пройденного. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живет и развивается растение. Вспомним об этом. Какие условия необходимы растению для жизни? Затем учитель задает другой вопрос: «Как живут животные? Мы знаем, что растения живые. А животные — живые существа? Докажите это». 
3. Изучение нового материала. Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Как живут животные? Мы знаем, что растения живые. А животные — живые существа? Докажите это».(Ответы детей.) Работа с учебником (с.72) Учитель. Начнем с того, что живому существу нужно питание. Рассмотрите верхний рисунок на странице 72. Назовите изображенных животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Чем каждый из них питается? (Ответы детей.)  Теперь возьмите фишки с едой и положите их на животных, которые питаются именно этой пищей.(ФИШКИ С ПИТАНИЕМ) Физкультминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – водой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела. На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.

Учитель. А теперь рассмотрите рисунок который лежит перед вами, Кто на нем изображен?.
 (Это семья кабанов.) Найдите на рисунке кабана-папу (самца), кабана-маму (самку), детенышей (поросят). Чем детеныши отличаются от взрослых кабанов? Послушайте загадку. О ком она? Полосатая спинка, А на спинке — щетинка.
Детеныши растут, развиваются и постепенно превращаются во взрослых животных. А кто знает, что едят кабаны? (Ответы детей.) Кабаны едят все, что смогут найти. Но больше всего они любят желуди. Давайте нарисуем для них желуди. так, первый признак живого существа – ПИТАНИЕ. А теперь возьмите карточки, которые лежат перед вами и соедините стрелочками животных и их питание.  - О каком втором признаке мы начали говорить, познакомившись с детенышами кабанов? (Ответы детей.) - Появление на свет потомства – РАЗМНОЖЕНИЕ – второй признак. - У живых существ на свет появляются дети. Я сейчас для вас проведу игру «Потерялись малыши». Учитель читает стихотворение, а ученики называют маму. Помогите малышам: Потеряли дети мам. Без родителей, одни Попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам! Жеребенок тонконогий Бойко скачет по дороге. Он такой скакун хороший Не догонит мама …(лошадь) . Шею вытянул гусенок, Озирается спросонок. Еле-еле соню-сына Под крыльцом нашла…(гусыня) . Куда бы спрятаться козленку? Какой-то зверь летит вдогонку. Не бойся! — это стрекоза. Прогонит вмиг ее … (коза).
Что стряслось у индюшат? Почему они спешат? У сарая за кадушкой Червяка нашла …(индюшка) . Купаться в речке страшновато, Залезли в лужу поросята. Умылась дружная семья — Не узнает детей …(свинья) . — Ну-ка марш назад, цыплятки! Залезать нельзя на грядки! Ищет вас, волнуется Ваша мама …(курица) . Опустив печально хвостик, Маму ждет послушный ослик. Целый день должна трудиться Мама ослика — … (ослица) . Забрели четыре брата В поле сладкого овса. — Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет … (овца). Малыши и мамы рады — Снова вместе, снова рядом, И за помощь всех ребят Малыши благодарят. Я. Пишумов Учитель. Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра называется «Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают. Рано утром в зоопарке просыпаются зверята: -открывают глазки барсучки; -трут щёчки хомячки; -умываются бельчата; -потягиваются лисята; -зевают тигрята; -бегают страусята; -хлопают крыльями индюшата; -подпрыгивают тигрята; -машут гривой жеребята; -крутятся влево-вправо неугомонные мартышки; -кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки. А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается. Приготовились? Зверята просыпаются!  3. Работа с учебником (с.73) Учитель. Многие животные строят для своей семьи жилье. Попробуем определить: кому какое жилье принадлежит. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каком животном идет речь, и найдите его жилище на странице 53 учебника.
1. Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины, И плотину. (Бобр строит хатку.) 2. Плотник острым долотом Строит дом с одним дуплом. (Дятел живет в дупле.) 3. Сделал дыру, вырыл нору. Вот спальня, вот кладовка – Всё сделано ловко. (Хомяк роет нору.) 4. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка вьёт гнездо.) 5. Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит, будет плохо. (Оса строит гнездо.) Учитель. Для чего животным нужен дом? (В жилище животные выводят детенышей. Здесь тепло.) - Значит, для жизни животных нужно ТЕПЛО. - Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо? (ВОЗДУХ и СВЕТ)

Вот мы и нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока. Перечитайте получившиеся ответы, и скажите, что же необходимо животным для жизни? (Ответы детей.)
4.Презентация «Кто живет в лесу?» После просмотра презентации учащиеся выполняют карточку – задание «Как живут животные?»  В конце урока учащиеся получают буклет «Кто живет в лесу?»
4. Итог урока. Учитель. На сегодняшнем уроке, мы искали ответ на вопрос: Как живут животные? Как вы считаете, мы смогли найти ответ на этот вопрос? Если вы считаете, что смогли, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не нашли ответ – покажите красный сигнал. Игра “Да и Нет” Да – делают хлопок в ладоши над головой. А вот и нет! – разводят руки в стороны. 1). Верно ли, что белка спит в берлоге? А вот и нет. 2). Барсук зимой впадает в спячку? Да. 3). Верно ли, что медведь ходит по лесу в поисках пищи? А вот и нет. 4). Собака – это зверь? Да. 5). Можем ли мы помочь лесным животным? Да. 6). Знаешь ли ты следы лесных животных? ? (Кто-то с Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка). БЕЛКА А на этом дереве у нее свой домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Дупло выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лес Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь). у очень много. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери. МЕДВЕДЬ Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели и другого дерева свалившего бурей. Подкопает землю, чтоб ямка получилась поглубже и натаскает в него мох и кору ели. А потом приткнет веток к корням и заляжет спать до весны. Потом берлогу снегом занесет. Медведь на одном ухе спит, другим слушает. Медведица зимует вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Что за зверь лесной, Встал, как столбик под сосной, И стоит среди травы; Уши больше головы. (Заяц). ЗАЯЦ По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. А в сильные морозы и бураны он забирается в снежные норы-пещеры под стволами поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов. Запасов на зиму заяц не делает. Приходится грызть горькую кору осинок и жёсткие ветки. Живёт заяц впроголодь, ждет, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле. Вот теперь заяц может полакомится молодой корой и тонкими веточками. Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, В деревне кур крадёт. (Лиса). ЛИСА По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из-за малого веса она почти не проваливается. Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов. Вот с едой зимой плохо. Нет лягушек и птенцов, попрятались в норы мыши и полевки. Лиса запасов на зиму не делает. Охотится она в поле, где ветер сдувает снег. Тщательно обнюхивает снег, норки мышей отыскивает. Под снегом их не видно, но её чуткие ушки услышат, где под снегом мышка прошуршала. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Ещё она охотится за зайцами. Но не всегда может раскопать норку мышки под снегом или поймать зайца, поэтому, как и другие животные, часто голодает. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. Трав копытами касаясь Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув высоко. (Лось). ЛОСЬ Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж). ЁЖ В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Там норка ежа. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны. Одинокий, голоднющий Всё зубами щелк да щелк. Вы, наверно, догадались,- Это страшный серый…. (Волк). ВОЛК Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных. АНАЛИЗ УРОКА: Качественное формирование новых знаний, умений и личностных качеств учащихся на уроке обеспечено через организацию разностороннего созидательного взаимодействия обучающихся друг с другом и педагогом. Обучение было интерактивным, т.к. все учащиеся были вовлечены в процесс познания через активную коммуникацию. Интерес поддерживался разнообразием заданий, сменой видов деятельности, игровыми приемами. Визуализация учебного материала и результатов выполненной работы осуществлялась с использованием различных визуальных средств подачи информации: слайдовая презентация, рабочие листы, доска, учебник и рабочая тетрадь. Контроль и рефлексия осуществлялась на каждом этапе урока разными способами: сравнение с образцом (учебником), взаимопроверка, самопроверка. Мотивация учащихся осуществлялась методом «Ключевых слов», когда при помощи учителя дети сами формулировали вопросы для исследования и на этапе формирования ожиданий обучающихся, когда они отвечали на вопрос «Где эти знания о животных могут пригодиться в жизни?» Анализ и самооценка деятельности обучающихся проводилась методом «контрольных вопросов».
|