- освоение смысла основных понятий темы: «средства связи», «средства информации»;
- развития умения выстраивать рассказ по теме, находить в дополнительной литературе нужную по теме информацию;
- развития способности к самооцениванию собственной деятельности.
- правильное использование в речи терминов: «средства связи», «средства информации»;
-сообщение о значении телефона и телевизора для человека с использованием информации в учебнике и дополнительной литературы для уточнения понятий «средства связи», «средства информации»;
- самостоятельное оценивание правильности понимания значения понятий «средства связи», «средства информации».
- умение правильно использовать в речи терминов: «средства связи», «средства информации»;
- умение оценивать собственную деятельность.
Этап урока | Действие учителя | Действия учащихся | Примечания |
Включение ребенка в урок. Цель: эмоционально настроить на работу. | - Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день! Чтобы вы ещё лучше работали, я принесла вам солнышко, оно будет сиять, его тёплые лучи подарят вам хорошее настроение. Поделитесь своим настроением с окружающими. | Дети улыбаются друг другу. | Слайд №1. Солнце улыбается, крутится (мультимедийный приём) |
2.Актуализация знаний Цель: - опираясь на имеющиеся знания, актуализировать знания для изучения нового материала. | -Ребята, чтобы понять, что мы будем изучать сегодня на уроке окружающего мира, я предлагаю вам отгадать загадки: 1. Это чудо-аппарат Донесет быстрее ветра Голос друга, даже если Друг – за сотни километров. (телефон)[1] 2. Брату он кино покажет, Папе новости расскажет, Деду сборник происшествий, Для тебя клуб путешествий, Маме все про огород, В чем встречают Новый год, Днем бабуле сериал, Чтобы нас не раздражал, Конкурс новый для сестрички, Модно как плести косички. И врученье даже приза Все покажет… (Телевизор).[2] | Ответы учащихся. Ответы учащихся. | Слайд №2. Телефон Слайд №3.Телевизор |
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? | Ответы детей. | |
3 Самоопределение к деятельности Цель: - включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | - Прочитайте тему урока на с. 58 учебника. | Читают: «Зачем нам телефон и телевизор?» | Слайд №4. «Зачем нам телефон и телевизор?» |
-Что вам уже известно из данной темы? | - Что такое телефон и что такое телевизор. | |
- Кто повторит название темы? | - Зачем нам телефон и телевизор? | |
- Прочитайте в учебнике на с.58, какую учебную задачу вам предстоит решить с Муравьишкой – Вопросиком? | Читают учебную задачу. | |
Обсудите в паре: Чему я буду учиться на уроке? | - Учусь различать средства связи и средства массой информации. | |
- С помощью «Светофора» оцените свое понимание цели: красный – не понял цель; желтый - сомневаюсь; зеленый – понял цель. - Я вижу, что…(оценивает ситуацию по поднятым сигналам) | Оценивают свое понимание цели. | Использование средства обратной связи «Светофор» для текущего оценивания понимания изучаемого |
4. Организация планирования Цель: Обучать планированию деятельности для достижения поставленной цели | - Тема есть, цель есть. Какой следующий шаг? | - Мы должны составить план нашей работы. | Лесенка: Определяем основной вопрос урока. Выполняем то, что важно для урока. Открываем новые знания. Применяем то, чему научились. Контролируем и оцениваем. |
-Работая в парах, попробуйте догадаться и рассказать друг другу: что будем делать на каждой ступеньке плана. Кто сможет для класса рассказать содержание каждой ступеньки? - С помощью «Светофора» оцените свое понимание плана достижения цели: красный – не понял план; желтый - сомневаюсь; зеленый – понял план. - Я вижу, что …(оценивает ситуацию по поднятым сигналам). | Работа в парах. |
5.Открытие нового знания Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | - Поднимите руку те, кто знает, чем различаются средства связи от средств массой информации. - Поднимите руку те, кто не знает, чем различаются средства связи от средств массой информации. | - Поднимают руку. - Поднимают руку. | Поднимание руки для текущего оценивания понимания изучаемого. |
Работа в группах. - В учебнике на с.58 самостоятельно прочитайте вопросы и задания, рассмотрите иллюстрации и сделайте вывод: чем различаются средства связи от средств массовой информации. | Обсуждают в группе. | |
- Кто готов представить свою работу? | Первая группа, подготовившая ответ отвечает, а остальные сопоставляют со своей работой. | |
- Поднимите снова сигнальную карточку, если вы знаете, чем различаются средства связи от средств массовой информации, поднимите зеленую карточку. Если знаете, но сомневаетесь – желтую, если не знаете – красную. | -поднимают соответствующую карточку | светофор |
Вывод. - Что относится средствам связи, а что к средствам массовой информации? Выводит слайд № 5. | Телефон, почта – средства связи. Радио, телевидение, газеты – средства массовой информации. | Слайд № 5. Телефон, телеграф, почта – средства связи. Радио, телевидение, газеты – средства массовой информации. |
6.Физминутка | - Зачем мы делаем физкультурную минутку? | -ответы | |
7.Закрепление Цель: Закрепить знания и умения, сформированные на уроке, применив их на практике. | - Каким будет следующий шаг? - Ребята, а как вы думаете, в разные времена всегда ли одинаково выглядели предметы средств связи? | - Применяем то, чему научились. - Нет, они изменялись. | |
а) - Рассмотрите фотографии на с. 59. Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду. Работа в парах. | Обсуждение в парах. | |
Показать на слайде, какие предметы связи вы отнесли к старинным, а какие к современным. | Один ученик у доски показывает, остальные сигналят, если есть ошибки, исправляют. | Работа со слайдом № 6 и сигнальными карточками. |
б) – Приходилось ли вам пользоваться Интернетом? Муравьишка хочет задать вам вопросы об Интернете. Учитель зачитывает вопросы на с. 59 учебника. | - Да. Учащиеся высказывают свои предположения, затем читают вывод. | |
в) - Выполните задания в рабочей тетради № 1, с. 39. После выполнения, поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение данного задания у соседа. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | |
Проверка по слайду № 7. - Поднимите руку те, кто справился с выполнением задания. - Поднимите руку те, кто испытывал затруднения при выполнении задания. - Поднимите руку те, кто не выполнил задания. | | Слайд № 7. Почта, телеграф, телефон. Радио, телевизор, газета, журнал Интернет |
Подведение итога. Цель: - Подытожить, обобщить весь ход урока, сделать выводы по изученному материалу. | - Кто помнит, какую тему изучаем? - Какую цель поставили? - Что нового узнали на уроке? - Кто затруднялся при выполнении заданий? - Кому понравилось работать в паре? - Как вы считаете, теперь вы сможете отличить средства связи от средств массовой информации? - Какие пункты плана вы выполнили? | | |
Рефлексия Цель: - создать условия для самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности. | - Легко ли вам было? - Кто помогал на уроке? - Что важно было из этого урока? - Скажите, легко ли было работать в группе? - Что бы еще хотели узнать по данной теме? - Где можно еще найти информацию? | | |
Оценка и контроль Цель: Направить работу на объективное и обоснованное оценивание учащимися самих себя. | - У вас на столах лежат листочки, оцениваете себя на них: - кто все понял, затруднений нигде в течение урока не возникало – нарисуйте солнышко. - если все было понятно, но остались 1 -2 вопроса – нарисуйте облачко. - если у вас много вопросов и вы не нашли на них ответы в течение урока – то нарисуйте облачко и капельки дождя. | | |
Заключение урока | - Урок окончен. Спасибо за сотрудничество. До следующего урока. | | |