Урок по ОПК в 4 классе
Тема урока: Защита Отечества.
Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Познакомиться с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.
Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие нет.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.
Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.
Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.
Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас.
Давайте, во время урока не будем забывать пользоваться нашей внутренней копилкой. Постараемся работать так, чтобы не только получить знания, но и поделиться друг с другом полезной информацией и создать во время урока комфортную для всех обстановку.
2. Актуализация знаний
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён ?
Дети: Богатыри. Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Учитель: Что вы знаете о них? Почему их называют богатырями?
Дети: Это воины. Они сильные, смелые, защищали Родину.
Учитель: Назовите синонимы слова Родина
Дети: мать, Отечество, Русь
Учитель: Богатыри - защитники Отечества?
Дети: Да.
Учитель: Только ли богатыри защищают нашу Родину?
Ответы детей.
Учитель: Определите тему нашего урока
Дети: Тема нашего урока: Защита Отечества.
3. Усвоение новых знаний
Учитель: Почему люди воюют?
Дети: желание обогатиться, присвоить, завладеть
Учитель: Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.
Учитель: Какие бывают войны?
- Выберите из данных слов те слова, которые помогут ответить на этот вопрос.
Гражданская, мировая, Отечественная, захватническая, освободительная, оборонительная, долгая, кратковременная, радостная, интересная, любопытная, созидательная, красивая
Учитель: А что на войне самое страшное?
Дети: Гибель людей.
Учитель: Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?
Дети: Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.
Учитель: Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек приходит в мир для того, чтобы жить, трудиться, создавать семью, растить детей, с любовью относиться к окружающим.
Учитель: В условиях войны или в условиях мира правильное духовное развитие человека?
Дети: В условиях мира.
Учитель: Могут ли православные христиане с одобрением отнестись к войне, которая ведется с целью захвата чужой территории, чужих богатств, с целью уничтожения людей?
Дети: Такая война не допустима с христианской точки зрения. Учитель: Могут ли православные христиане одобрить возможность участия людей в войне?
Ответы детей.
Учитель: Прочитаем слова, которые написаны в книге Евангелие (благая весть).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»
Учитель: Как вы понимаете смысл этого высказывания? Помогает ли нам эта фраза сформулировать ответ на вопрос о возможности участия людей в войне? Учитель: В каких случаях человек может становиться воином?
Ответы детей.
Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.
Из истории нашего Отечества мы знаем, что часто мир приходилось добывать дорогой ценой, ценой жизни человека. Наши предки отдавали свою жизнь, чтобы подарить жизнь нам, своим потомкам.
А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми.
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево вправо.
Получается на славу
Учитель: А кого называют миротворцами?
Дети: Тех, кто решает ссору мирным путём.
Учитель: Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.
И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.
Такая деятельность относится к миротворческой.
Но к великому сожалению, есть люди, которые не соглашаются мирным путем решать возникающие проблемы. Чаще всего это бесчестные, жестокие, корыстолюбивые люди. Они начинают войны. А миролюбивым, честным, порядочным людям приходится становиться воинами. Объясните почему?
Среди православных святых было много воинов. Назовите их.
Дети: Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, богатыри русские.
Работа с учебником. (Работа в паре)
Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.
Подготовьте краткое выступление по теме (по типу приёма"Создай паспорт")
1 с. 134-136 о Д.Донском, 2 с. 136 об А.Невском, 3 о Ф.Ушакове.
Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану :
1. Кто?
2. Когда?
3. Где?
4. С кем?
5. Что делает?
6.Почему?
7. Зачем?
Паспорт русского воина, святого
1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь
2. Когда? В 1380 году
3. Где? На поле Куликовом
4. С кем? С войском монгольского хана Мамая
5. Что делали? Сражались
6. Почему? Не смогли договориться
7. Зачем? Освободить Родину от врагов.
Паспорт русского воина, святого
1. Кто? Князь Александр Невский- великий воин
2. Когда? В 1262 году
3. Где? В Персии
4. С кем? С Ордой
5. Что делали? Сражались
6. Почему? Не смогли договориться
7. Зачем? Чтобы спасти 1000 жизней
Паспорт русского воина, святого
1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал
2. Когда? Во время службы на флоте
3. Где? В морских сражениях
4. С кем? С захватчиками
5. Что делал? Защищал свою Родину
6. Почему? Любовь и уважение к Отечеству, чувство долга
7. Зачем? Освободить родину от захватчиков
Учитель: Почему эти люди стали святыми?
Дети: Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.
Учитель: Кто такие святые?
Дети: Признаны образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.
Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?
Дети: Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны
Учитель: Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 74 года назад. - Чем закончилась эта война?
- Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?
-Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом?
- Кто участвовал, воевал на той войне?
- Можно ли назвать их защитниками земли русской?
Ответы детей
4. Рефлексия.
Учитель: Открыли ли вы для себя на уроке какие-то важные и полезные знания?
Учитель: Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
5. Итог урока. Какие из пословиц соответствуют теме нашего урока? 6. Д/з Составить устный или рассказ о защитниках Отечества в вашей семье.