Ход урока
I. Организация деятельности учащихся
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания презентация поделок по теме «Православное прикладное искусство»
Задания:
- представьте свою поделку;
- ответьте на вопросы:
* Из чего изготовлена поделка?
* Что она означает?
* Кто помогал вам?
- выскажи свое мнение о поделках одноклассников.
Слово учителя
Мы поняли, что каждая ваша поделка имеет свой смысл – это знак, или символ, связанный с определенным православным явлением.
Сегодня на уроке мы узнаем о предмете, который имеет большое значение в жизни каждого человека.
III. Обсуждение темы урока, сообщение цели, словарная работа
- Актуализация темы (индукция – «наведение», т.е. создание эмоционального настроя)
У. - Время бежит, течет.
(Демонстрация часов и видеоряда)
(Слайд № 1 Видеоряд)
- Как можно измерить время?
(Определить по часам)
У. - Ребята, разгадайте загадку:
Сам дней не знает,
А другим указывает.
(Календарь)
У. - Ваш ответ – тема нашего урока.
(Запись темы в тетрадь)
У. - Запишите тему урока в тетрадь.
2. Словарная работа
Работа надо семантикой слова календарь.
(Слайд № 2 Наш словарь)
У. - А знаете ли вы, как на Руси называли календарь?
(месяцеслов)
У. - Ребята, какие бывают календари?
(настольные, отрывные, настенные)
У. - Ребята, а зачем нужны календари, если есть часы?
(Календарь охватывает весь год; времена года – круг жизни, а календарь этот круг описывает: он дневник жизни крестьянина, он энциклопедия народного быта)
У. - Ребята, а есть особый календарь, в котором можно найти сведения о православных праздниках, о святых людях, о православных обрядах. Такой календарь называется православный.
(Слайд № 3 Настенный православный календарь)
IV. Исследование по теме: «Православный календарь, его символическое значение»
1. Самоконструкция
(самостоятельное первоначальное исследование по теме)
Слово У. - Перед вами на парте лежат календари.
Как они называются?
Найдите в них даты своего рождения и рассмотрите листок календаря.
2. Социоконструкция (этап исследования в парах)
У. - Расскажите друг другу в парах о результатах своего наблюдения.
3. Социализация (работа в четверках)
У. - Как вы поняли, что такое православный календарь?
Создайте синквейн на тему «Православный календарь», используя памятку.
(Слайд № 4 Памятка по созданию синквейна)
Запишите синквейн на плакат.
(Календарь
православный мудрый
наставляет, учит, советует.
Круг духовной жизни.
Энциклопедия)
4. Афиширование
(Первоначальные выводы по исследуемой теме)
У.- Повесьте плакат на доску, зачитайте свои синквейны.
У.- Вы сделали правильное заключение о православном календаре: символическое значение православного календаря – это круг духовной жизни православного человека.
5. Практическая работа в группах по теме «Отличие православного календаря от светского»
Задание. Составьте сравнительную таблицу.
У. - Сейчас вы будете работать в четырех группах
Динамическая пауза
(Слайд № 5 Времена года)
У. - Найдите свою группу по значку-символу: снежинка, подснежник, ягодка, желтый листик.
Ребята расходятся по группам.
У. - Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
У. - Ребята, познакомьтесь с правилами работы в группах, распределите роли, ознакомьтесь с инструкцией
(Слайд № 6 Инструкция. Правила работы в группе)
и приступите к заполнению таблицы
(Слайд № 7 Таблица)
6. Самоанализ, взаимоанализ, обсуждение в группе сведений, полученных в ходе исследования – разрыв (Осознание полноты собственного значения или несоответствия своего знания, возникновение информационного запроса)
7. Презентация проектов исследования
(Вывешивание таблиц на доске)
У. - Представьте проект своей группы – таблицу с результатами исследования по теме.
Занесите в свои индивидуальные таблички результат исследования других групп, выскажите свои пожелания одноклассникам, дайте оценку их работы
(Слайд 8)
V. Подведение итогов
1. Оценивание учащихся
Учитель: - Ребята, вы провели серьёзную исследовательскую работу и установили, что православный календарь является путеводителем в духовной жизни православного человека, символизируя собой круг его духовной жизни.
2. Рефлексия. Конкурс слоганов
У: - Придумайте слоган о православном календаре, запишите на листочке-символе и прикрепите на доску возле своего времени года, а рядом с понравившимся слоганом прикрепите свой значок-символ.
(«Читай православный календарь – познавай духовную жизнь»; «Православный календарь – учебник жизни православного человека»; «Читаю православный календарь – читаю книгу жизни святых»; «Православный календарь – круг жизни православного человека»).
VI. Домашнее задание
(дифференцированное)
- Составить листок календаря с датой своего рождения.
- Прочитай в православном календаре историю святого, который является вашим духовным покровителем и подготовь рассказ о нем.
- Расскажи о православном календаре членам своей семьи, друзьям.