СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКиСЭ на тему "Чему Иисус учил людей: Заповеди Блаженств"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет  учителю в проведении урока

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКиСЭ на тему "Чему Иисус учил людей: Заповеди Блаженств"»



ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

или

ЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС УЧИЛ ЛЮДЕЙ.


Цели урока:

Обучающие:

    • познакомить обучающихся с содержанием Заповедей блаженства;

    • научить понимать смысл евангельских выражений «нищета духа», «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «изгнанные за правду», «наследовать землю», «чистые сердцем»;

    • формировать интерес к православной культуре и мотивацию к её изучению, основных моральных норм, создать условия для осмысления нравственных ценностей учения Христа.

Воспитательные:

    • показать разницу в приобретении земных и духовных благ в христианской культуре;

    • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, желание совершать добрые поступки в своей жизни;

    • способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.

Развивающие:

    • развивать контрольно-оценочную деятельность и волевые качества личности на основе опознавания своих поступков и оценивания их с учетом Нагорной проповеди.

Оборудование: учебник Кураев А.В. « Основы православной культуры. 4 класс»


Основные понятия и термины: заповеди Блаженства, Нагорная проповедь, апостолы, Евангелие, благодать, миротворцы.


Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.


Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного. Актуализация знаний.

3. Сообщение темы урока, формулировка целей, постановка учебной задачи.

4. Изучение нового материала, работа с учебником.

5. Закрепление изученного материала.

6. Итог урока, домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, мне хочется передать вам своё хорошее настроение, я улыбаюсь и вижу, как вы улыбаетесь мне в ответ. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки! А теперь настройте себя на рабочий лад и пожелайте друг другу успехов.


II. Повторение изученного. Актуализация знаний

- Ребята, нас с вами ждет знакомство с новой темой, а о чём сегодня мы с вами будем говорить, вы узнаете чуть позже. Начать урок я хочу с чтения стихотворения А. Устинова

Начни с себя

Судить других легко и просто,

Все недостатки на виду:

Тот худоват, в том мало роста,

А тот со всеми не в ладу.

И только совесть - голос Божий,

Заговорила изнутри:

«Жить по гордыне нам негоже,

Сам на себя всегда смотри».

Обидно, страшно, неприятно

Начать жить, совесть теребя.

Но легче станет, смоешь пятна,

Когда начнешь судить с себя.

Начни с себя, твержу я снова,

Начни, советую, любя.

В том всякой мудрости основа,

В них суть любви - начни с себя.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором зашифрована тема нашего урока.




Викторина


1. Договор между Богом и людьми. Завет

2. Ученик Христа. апостол

3. Самый главный праздник христиан. Рождество

4. Разговор с Богом. молитва

5. Жена Адама. Ева

6. Добрая весть.Евангелие

7. Имя сына Бога. ИИсус


III. Сообщение темы урока, формулировка целей, постановка учебной задачи

-.Молодцы, ребята! С предложенным заданием вы справились, а сейчас попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Заповеди Иисуса Христа). Умницы, теперь мы можем перейти к теме нашего урока, которая звучит так: «Заповеди Блаженства или чему Иисус Христос учил людей». Тему урока мы определили, осталось поставить цель урока, в этом нам поможет стихотворение Е.Г. Санина

Благодать

Что такое благодать?

Я давно хотел бы знать,

Для чего она даётся,

И кто может её дать?

В благодати - помощь Божья,

Чтоб нам справиться с врагом,

Ленью, злобой, страхом, ложью

И любым другим грехом!


Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( Узнать что такое благодать, блаженство и для чего они нужны людям). Верно, целью нашего урока является изучение содержания Заповедей Блаженства и осмысление этих заповедей.

IV. Изучение нового материала, работа с учебником

- С понятием «заповедь» мы уже знакомы. Вспомните, пожалуйста, какое библейское событие связано с этим словом? (Господь дал Моисею 10 заповедей на горе Синай на двух каменных скрижалях).

- А что означает слово «заповедь»? (правило, закон, которые все без исключения должны соблюдать).

- Давайте вспомним, о чём говорилось в этих заповедях? (в первых 4 - как человек должен относиться к Богу, в остальных 6 - к людям).

- А как вы понимаете слово «блаженство», что оно означает?(ответы детей).

Словарная работа (чтение и запись в тетрадь)

- Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова«блаженство» - полное и невозмутимое счастье, наслаждение.

- Значит, «заповеди Блаженства» - это правила счастья. А как вы думаете, ребята, что такое счастье?

- Кого можно назвать счастливым человеком?

- Бывают ли богатые несчастными, а бедные - счастливыми?

- От чего зависит ваше ощущение счастья?

- Может ли быть счастливым тот, кто плачет? (Ответы детей).

Мы ещё вернёмся к этому вопросу в конце нашего урока.

Рассказ учителя 

Однажды, видя перед Собой множество людей, Иисус Христос, окружённый учениками, взошёл на гору на берегу Галилейского озера и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей Блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорною.

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указал людям пути, которые ведут к счастью (блаженству) и вечной жизни для всех, кто будет исполнять Его наставления и заповеди. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми. Отступление же от заповедей Он назвал грехом.


Рассмотрим заповеди Блаженств подробнее, их- 9.


1 заповедь. Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное.

Нищие духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости, а от гордости произошло всё зло в мире

2 заповедь. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся. .

Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.


3 заповедь. Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.

Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

4 заповедь. Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что насытятся.

Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

5 заповедь. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

6 заповедь. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. 

Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

7 заповедь. Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами

Божьими.

Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу

8 заповедь. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное

9 заповедь. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика

ваша награда на небесах

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять). Все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, но не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

Физкультминутка

Работа с учебником

- Ребята, давайте вспомним что такое «Нагорная проповедь» стр. 22-23.

- Кого христиане называли счастливым человеком? (Того, кто уклоняется от греха и исполняет заповеди Божии)


V. Закрепление изученного материала

Проблемное обсуждение

Соотнесение нравственных норм Евангелия с жизнью современного школьника

1. Счастлив человек, если:

  • он не любит ценить себя выше, чем других людей;

  • он богат;

  • он живёт в красивом доме

2. Такой человек, когда замечает свои плохие поступки,

  • старается исправиться, стать лучше;

  • не хочет в них признаваться;

  • продолжает их совершать

3. Правдивый человек

  • всегда послушен родителям;

  • стремиться поступать назло словам старших;

  • поступает, как самому хочется

4. Он

  • старается не лукавить;

  • наговаривает напраслину на товарища;

  • обманывает людей

5. Он любит

  • быть в мире со всеми;

  • мирить людей;

  • прощать обиды;

  • быть во вражде с людьми;

  • ссорить друзей;

  • помнить обиды

6. Он дружит с теми

  • кто хочет с ним дружить;

  • кто сильнее его;

  • с кем дружат все


VI. Итог урока, домашнее задание

- Для чего же были даны людям Заповеди Блаженства? (Для того, чтобы быть счастливыми)

- Сложно ли исполнять Заповеди Блаженства? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Все это христиане называют одним словом, каким? (Грех)

- Кого христиане называли счастливым человеком? (Негордого, кроткого, умеющего владеть собой, совестливого, живущего в мире с собой и с другими, помогающего другим)

- Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?

Домашнее задание

- Ребята, я предлагаю вам дома нарисовать счастливого человека.



VII. Рефлексия

Аппликация «Дерево Счастья» (дети под музыку «Дорогою добра» выходят и приклеивают на плакат, висящий на доске, «плоды счастья»).

- Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока. На столе у каждого из вас лежит по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. На доске - Дерево Счастья, если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповеди Блаженства – украсьте дерево красным яблочком, если вы задумаетесь над этим вопросом - жёлтым, если этот вопрос вы отложите на будущее - зелёным.