Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Постановка целей и задач. Открытие новых знаний Подведение итогов Рефлексия Д З | Здравствуйте, ребята. Предлагаю начать наш урок с хорошего настроения. Для этого передайте друг другу шарик и пожелайте своему соседу по парте что-то хорошее и полезное. Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Я задаю вопрос, кто знает- поднимает руку, если ответ верный, то получает жетон. У кого будет большего всего жетонов, тот получит отметку. 1.Как, в Древней Руси, называли могучих защитников Родины? 2. Назовите имена богатырей в Древней Руси? 3. Какой богатырь боролся с Соловьем Разбойником? 4. Как называется устное народное творчество, в котором воспеты подвиги русских богатырей? 5. С кем вступал в сражение Александр Невский? 6. Кому принадлежит данное выражение «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет!» ? 7. Какой русский князь в 1380 году одержал победу над монгольским войском? 8. Назовите адмирала, который был причислен к лику святых. Он провел десятки сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса? 9. Кому принадлежат высказывания: «Тяжело в ученье - легко в бою», «Сам погибай - товарища выручай», «Пуля - дура, штык - молодец»? (Александр Суворов) 10. Перечислите полководцев, которые командовали русской армией в Великой Отечественной войне? (Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Александр Василевский) 13. Какая война может быть справедливой с христианской точки зрения? Считаем жетоны. Работайте сегодня активно на уроке, и в конце занятия вы получите отметки. - Для того что бы определить тему нашего урока предлагаю посмотреть всем известный мультфильм Антошка. - Какие качества человека высмеиваются в сюжете? - Какой вывод мы можем сделать? -Кто догадался какая будет тема урока? Прочитайте название темы в учебнике. слайд Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке? Откройте тетради и запишите число и тему урока -Вспомним, что о труде говорится в Библии. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а потом - о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей, и где не было смерти. Заповедь труда была дана среди четырех заповедей: умножение жизни («плодись и размножайся»); возделывание сада; познание мира («нареки имена животных»). (Работа с текстом учебника.) -Четвертую заповедь найдите в тексте учебника и подумайте, о каком ограничении для христиан она может говорить? Стр 92 -Ребята, как вы понимаете, что такое пост? (Ученики предлагают свои ответы.) слайд «Пост - это традиция временного воздержания от питья и пищи (полностью или частично). В христианстве пост – это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения». -Запишите в тетрадь определение, используя учебник на странице 92 - Можно ли сказать, что пост – это труд? (Труд души человека.) 1) Пост – это духовный труд человека, который связан с его внутренними ограничениями, с борьбой самим собой и который в итоге может излечить душу. 2) Пост и труд понятия близкие, так как они приводят человека к равновесию, дают возможность совершенствовать свой внутренний мир. Физкультминутка -Ребята, давайте вспомним рассказ о райском саде и о том, как первые люди были изгнаны из него? Что вы об этом знаете? -Уже первые люди должны были трудиться. Как вы думаете, в чем заключался их труд? Ответьте на этот вопрос, работая с учебником стр. 92. -Как вы думаете, какими были первые грехи человека? Прочитайте в учебнике на стр. 93 Первыми грехами человека в истории и Библии были лень и гордыня. Ведь вместо того, чтобы пойти путем труда, люди решили без всяких усилий сразу стать богами. Они просто съели плоды дерева познания и тем самым подумали, что станут мудрыми. Однако мудрость никогда не дается без труда. -Что этот рассказ нам говорит о христианском труде? Христианский труд - это труд, который делает верующего человека ближе к Богу через его стремление изменить себя в лучшую сторону, а потом и мир вокруг себя, стать мудрее. Как вы это понимаете? -После того как люди совершили свой первый грех, Бог их все равно не оставил. Он пообещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда «в поте лица своего». - Однако, подумаем: всякий ли труд хорош? Ребята, используя текст учебника с.93 и свои знания, ответьте на вопрос, какой труд напрасен с точки зрения христианства? Теперь поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки с вариантами ответов, вам нужно вклеить ответы в соответствующие столбики. Распределите виды труда на 3 колонки КАРТОЧКИ: Труд на радость себе, Труд на радость людям, Труд на горе людям. Один человек отвечает у доски. (Если сделано верно, то пара учеников получают 5) Попробуйте сформулировать вывод: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ХРИСТИАНСКИЙ ТРУД: если человек трудится в первую очередь не для себя, а для других, и если он своим трудом не наносит вред окружающим, тогда такой труд можно назвать христианским. Тем самым он приносит пользу, и тогда его труд радует Бога. -Дополните фразу: «Если человек работает, принося пользу людям, его труд… (радует Бога)». -Прочитайте текст в рубрике «Это интересно» и попробуйте ответить на вопрос: Как должен быть вознагражден труд любого человека? Во многих сказках показан труд человека. Вспомните русские народные сказки. Как трудились сказочные герои, и как был вознаграждён их труд? (На слайдах презентации дети рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам Прочитайте последний абзац и ответьте на вопрос: -Так что же такой труд с христианской точки зрения? Вспомните: - что такое пост, как вы понимаете? - какие были самые первые грехи? - какой труд радует бога? Продолжите фразу (радуга) Письменно ответьте последний вопрос на стр. 93. Что значит работать на совесть? | Передают шар с пожеланиями. Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Илья Муромец Былины Со шведами и немцами Александр Невский Дмитрий Донской Федор Ушаков Оборонительная война Смотрят мультфильм Лень Нужно трудиться Христианин в труде. Узнать, как трудится христианин, что для него значит труд. четвертая заповедь: «Не вкушай плодов древа познания добра и зла» Четвёртая заповедь говорит о «посте» Учащиеся высказывают свои предположения: «Бог создал первых людей: сначала Адама, а потом из его ребра Еву. Жили они счастливо в райском саду Эдеме. Всеми плодами этого сада могли пользоваться люди, кроме плодов древа познания. Человек должен был вкусить эти плоды, но не сразу. Однако люди не послушали Бога и попробовали плоды этого древа, и Бог изгнал их на землю». Труд первых людей заключался в служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В самом древе познания не было никакого зла. Более того – оно было святыней. Ученики: - Первыми грехами человека в истории и Библии были лень и гордыня. Ведь вместо того, чтобы пойти путем труда, люди решили без всяких усилий сразу стать богами. Они просто съели плоды дерева познания и тем самым подумали, что станут мудрыми. Однако мудрость никогда не дается без труда. 1) Если человек работает только для своего обогащения, такой труд не приближает человека к Богу; 2) Вредной оказывается и такая работа, которая приводит к горю других людей; 3) Если цель человека дурна, то и труд по достижению такой цели не будет добрым. Учащиеся называют сказку, имя героя, его труд, и чем герой был награждён за свой труд. | Л Р Р П Р П К П К П Р П Р Л К П Р Л Р |