СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКиСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина" (ОПК)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения урока по ОПК в 4 классах.Данный урок предусматривает просмотр видео роликов, которые представлены в презентации.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКиСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина" (ОПК)»




Тема: Чудо в жизни христианина.

Цель: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.

Задачи: ознакомить детей с христианским понятием чуда, как изменение Богом установленных законов природы; помочь понять, что чудо не бывает без веры в жизни христианина;

познакомиться с источниками чудес;

выяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей- веры, надежды и любви;

мотивировать учащихся к диалогу;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать образное мышление;

помочь осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение чуда с точки зрения христианской позиции, источники чудес.

Установить связь между тремя христианскими добродетелями.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение, работать по плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Личностные:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки, цветочки из бумаги, Толковые словари под ред. В.И.Даля, С.И.Ожегова, И.Н.Полянской,

Используемые материалы к уроку: «Библия в картинках».- М. : АСТ:Астрель, 2005г., музыка для релаксации, видеосюжет «Чудо в жизни христианина», аудиозапись песни «Совершите чудо», отрывок из м/ф «Цветик-семицветик»(по В.Катаеву), стихотворение.Роман Сеф «Чудо», ролик «Обыкновенное чудо»,

Ролик «Дети из детдома», Ролик. Батюшка часто приезжает в дом престарелых.




Литература:

  1. Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. Российское Библейское Общество, 1994.

  2. Избранные жития святых в изложении для детей. - М.: “Трим”, 1994.

  3. Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей. - Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 1999.

  4. К кому приходят Ангелы. Сост. Ганаго Б.А. - Мн: Белорусский Экзархат, 2007.

  5. Кочуринский Н. Чудо или подделка? – М.: Даниловский благовестник, 2009.

  6. Невелярович В.К. По вере вашей да будет вам. Чудесные исцеления. – М.: “Русский Хронографъ”, 2001.

  7. Воскресное чудо. Рассказы для детей. Сост. Ганаго Б.А. - Мн: Белорусский Экзархат, 2002.

  8. Ганаго Б.А. Детям о вере. - Мн: Белорусский Экзархат, 2002.

  9. Чудеса митрополита Московского Филарета. - М.: 1994.

  10. Чудеса на Гробе Господнем. - М.: Православное братство во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 1997.



1.Орг.

Момент

1 мин.


Какой сегодня чудесный день! Сколько гостей пришло на наше занятие! Если буде трудно.то у них можно попросить помощи.

Я дарю улыбку вам, а вы подарите её друг другу и нашим гостям.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

- Готовы к открытию новых знаний в СТРАНЕ Православной к-ры?


2.Самоопре-

деления к

деятельности

-Вы любите смотреть сказки и мультфильмы? Сейчас мы просмотрим отрывок из м/ф, а вы скажите какое произведение нужно было прочитать его создателям?

Просмотр отрывка из м/ф «Цветик-семицветик» по В.Катаеву.

-Кто автор и название произведения?

- Почему девочка Женя истратила свой последний лепесток на совершенно незнакомого мальчика?

-А 6-ть лепестоков на что она потратила? На кого? (на себя)

-Как можно назвать то, что случилось с Витей в конце этой сказки? Каким словом? / Волшебство, колдовство,ЧУДО/

- Какова тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?

«Чудо в жизни христианина»- так звучит тема сегодняшнего урока.

Работа с карточками №1

- Напишите на листочках, что такое ЧУДО в вашем понимании.

Просмотр



1,30



Слайд 2

Тема на доску выставля-

Ется


Карт №1

На отд.

листочках

3.Этап

целепола

гания

-Что же мы должны выяснить на уроке? (Что такое чудо?)

Цель:

-Какие бывают чудеса?

-Как Бог творит чудеса?

-Чему нас учат чудеса?


Слайд 3

4. Открытие нового

Знания.

Работа в парах.

- Найдите в своих тетрадях определение, что такое «чудо».

В.Даль: «1.Всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. 2. Диво, необычайная вещь или явленье».

С. Ожегов: «1.В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. 2. Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью».

-Чудо- понятие богословское, иначе «знамение», знак в славянском языке.




Вопрос: Чудо можно объяснить? (Нет, да).Давайте попытаемся с вами разобраться.


- Мы знаем, что чудеса бывают в сказках. С помощью чего свершаются эти чудеса? (волшебства, колдовства).

-Волшебство кто совершают? (феи). Ради чего совершают? (добра, помочь).

- А колдовство? (маги, чародеи. Злодеи, колдуны). Ради чего? (чтобы навредить героям, ради богатства, насыщения, завладеть всем миром…).Что несут эти герои, одним словом? (Зло)


Вопрос: - А в реальной жизни чудеса могут происходить?

Стихотворение.Роман Сеф «Чудо»

- Что необычного увидел автор? Вы согласны с ним, что это чудо?

- Давайте с вами продолжим мысль автора:

* Я считаю чудом то, что после дождя бывает радуга;

* Я считаю чудом то, что после зимы наступает весна и появ-

ляются на деревьях листочки;

- Что вы считаете чудом? ( молния, снег зимой, птицы летают..)

Все эти чудеса мы можем видеть и ощущать? А раз можем видеть- какие это чудеса? /ВИДИМЫЕ/

- Вы назвали много чудес. Какой можно сделать вывод?

ВЕСЬ МИР- ЧЕМ НЕ ЧУДО!!!

- А кто творец этих чудес? /БОГ/

- Да, Бог создатель мира.

Вывод учителя:

-Великие чудеса Божьи окружают человека от рождения до смерти, можно даже сказать, что человек живет внутри Божьего чуда, имя которому – сотворенный мир!

-Окружающий человека видимый мир- прекрасен, гармоничен. В нем есть все необходимое для жизни. Господь не только сотворил мир, но и создал законы, которые человек познает, но не отменяет или создает новые.

- Главное видимое чудо- это рождение человека.

Слайд «Видимое чудо»

- Ещё год назад не было этого чуда, а теперь оно есть и родители понимают, что это чудо!

-Теперь вы знаете, что вы- чудо, какова будет логика вашего поведения: Тест:

1. Я- чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.

2. Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.

-Выберите один вариант ответа

-Кто выбрал 1 вар. ответа?

-Кто- 2-й?

-Меня радует то, что вы правильно мыслите.


-Ещё более прекрасен духовный мир, ангельский- невидимый.

Слайд «Невидимое чудо».

Главное невидимое чудо- преображение человека. Это когда покаявшийся грешник в корне меняет свою жизнь.


Затруднение?

- Мир зависит от Бога? /Да/

-А Бог – от мира? /? Нет/

- Давайте проверим наши предположения.

Карточка

1 = 3 -Вы согласны?

- В математике 1 не равняется 3.Это математические законы.

-Но для ТВОРЦА это не так:

Работа по учебнику- с.70, 3 абзац сверху- читаем.


Слайд «Троица» В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного Бога, который тем не менее есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух Святой. БОГ в трёх лицах. Это мы видим на иконе А.Рублева «Троица». Объяснить это невозможно. Это чудо.

- А в наше время могут быть сверхестественные чудеса?

- Могут.

1. Схождение благодатного огня в Великую Субботу на кануне праздника ПАСХИ, которое сейчас транслируется по ТВ (8 апр)

2. Сгущающиеся облака на горе Фавор в Израиле в день Преображения Господня ( 19 авг.)

3. святые иконы,

4. Иконы, которые мироточат (Мироточение- это, когда маслянистая жидкость на иконах и мощах в виде капель появляется и издает благоухание. Как будто иконы плачут. ) 5.Предметы и мощи святых ( мощи- телесные останки святого, которые обладают благодатным свойством) исцеляющие от болезней.

6.Святые источники и святая вода( В Крещение вся вода святая)

7. Святые места, куда стремятся паломники. (Паломничество- путешествие верующих по святым местам. Святые места связаны с Господом Иисусом Христом, Божьей Матерью и святыми людьми.)

Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестаёт быть чудом.

Слайд 4















Волшебство

Колд-во

Добро

зло








Слайд 5.






Бог













Слайд 6.

Физминутка

Музыкальное сопровождение для релаксации.

-Давайте с вами отдохнем. Закройте глаза, постарайтесь расслабить тело. Представьте, что вам снится чудесный сон… Вы маленькие белые облачка плывете по небу. Вы свободны и перед вами весь мир.( Покачивания из стороны в сторону.)Прекрасный и необъятный мир. (Плавные движения руками перед собой сверху вниз.) А теперь из облачков вы превратились в маленькие росинки-бусинки и переливаетесь на зеленом листочке, давая ему живительную влагу. Росинки-бусинки соединились все вместе и превратились в безбрежный океан. Теперь в океане дельфином плывете. (Волнообразные движения соединенными руками.) И вдруг вы проснулись, и вновь на уроке. Встаньте, давайте поприветствуем солнце, небо и чудесный мир. (Руки над головой.)

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, мой чудесный мир!



Практика

- Хотите узнать какие же чудеса творил БОГ , когда вочеловечился ( был человеком)?

Работа в группах. /Нужно учиться добывать знания самим/

- Прочитайте о чудесах И.Христа и расскажите.

1гр. «Превращение воды в вино»

2 гр. – «Насыщение пятью хлебами»

3 гр. – «Очищение прокажённого»

- Зачем же Бог делает это, помогает ? / Из ЛЮБВИ/ БОГ = ЛЮБОВЬ

4 гр.- «Исцеление дочери Хананеянки»

- Почему Бог сначала не хотел исцелять дочь женщины? (язычница, не верила в бога)

- Правильно ли я вас поняла, чтобы Господь совершил Чудо, нужно чтобы была вера в него?

- Значит, что должно быть, что бы чудо произошло? /ВЕРА/

- Зачем Бог творит чудеса, чтобы показать своё могущество, превосходство?

--Чтобы помочь людям и укрепить их в ВЕРЕ? /Да/

-Проверим, правильно ли было утверждение, прочитав отрывок об одном из чудес, которое произошло в семье Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


Работа по учебнику с.70, абзац 5 сверху. / читаем/. Патриарх Моск.

-Могла ли бабушка надеяться на чудо?

- Какое чудо произошло? /пересказывают/

-Правда ли Господь укрепляет людей в вере, помогая им?

- Что в итоге произошло благодаря этому случаю? /Родился Глава нашей Церкви Патриарх Московский и Всея Руси/.

- Вопрос:

А вот если я ничего не знаю. Что сам Бог пришёл и поставил мешок с мукой?

- А может ли человек поставить? /Да. Человека попросил Бог/

- Какими качествами должны обладать люди, которые способны помогать другим?

Что они делают людям? /добро/.Значит «добро делают»…- добродетельностью.


Работа с учебником с.71, 2 абзац снизу.

-Что такое добродетель?

-Если посмотреть на состав слова ДОБРОДЕТЕЛЬ, из каких основ состоит это слово? /добро делать/

- А вот если человек СТЕЖАЛ (приобрёл) эти добродетели. Может ли он сам творить чудеса?


- Сейчас я вам расскажу о таких людях, которые приобрели эти добродетели.

- Хотите узнать









Любовь















На доске:

Доброд-ь

Вера

Надежда.

Любовь


Ролик «Обыкновенное чудо» (благотворительность)

- Эти дети стали счастливыми? Это чудо?



Ролик. Дети из детдома.

- Чудо ли это? В чём заключается?

Трогательные снимки доказывают, что доброта и участие могут изменить жизнь. Вы тоже видите особый свет в глазах этих малышей?


- Кто совершил это чудо? /Бог через людей с чистым добрым сердцем у которых есть эти добродетели: Вера, Надежда, Любовь/



Ролик. Батюшка часто приезжает в дом престарелых.

-Есть такие люди, которые в какой то момент становятся не нужны своим детям.

-Грустно это?

- У некоторых просто нет родственников

-Батюшка приезжает исповедует. Причащает этих людей. Многие из них пришли в дом престарелых неверующими, а со временем стали верующими.

-Это чудо?



Притча о мальчике который верил в чудеса. / чтение до ответа мамы/

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?


Воп: - Как вы думаете. Что ему ответила мама?


«Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».




Синквейн

-Возьмите листочки и напишите, что вы написали о чуде в нач.ур – это так?

- Может у вас изменилось мнение или вы что-то новое узнали о чуде?

- я предлагаю составить Синквейн:

  1. Чудо

  2. Неожиданное. Необъяснимое

  3. Радует, вдохновляет, удивляет

  4. Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестаёт быть чудом

  5. Добродетель



-Какие цели ставили

Цель:

-Какие бывают чудеса? ( Видимые и невидимые,

естественные и сферхестественные)

-Как Бог творит чудеса? (через других людей. Через добродетелей

-Чему нас учат чудеса? (

Итог: Чудеса Христа- это такие чудеса, в основе которых- любовь и сострадание к человеку. Господь вразумляет, укрепляет, утешает нас в каждом чуде. Смысл чуда- чтобы люди обратили внимание и поняли, что есть мир небесный, открыли сердца, изменили свою жизнь. Чудо, как напоминание о Боге, который всегда рядом.




-Чтобы вы сказали одноклассникам, которые не были на нашем уроке?

- Давайте выразим это словами песни.

Песня





- Настоящее чудо, что мы с вами встретились. Пообщались, вы стали чуточку добрее и сами можете совершать маленькие чудеса.


Дом.задание

  1. Напишите какие бы добродетели вы хотели видеть в ваших одноклассниках, у себя.

  2. Узнайте, какие чудеса совершали святые, о которых мы не говорили.


Рефлексия

Закрасьте звёздочку цветом и на доску. ( вокруг ЧУДА)






Спасибо Господи!!!





































Урок 22



Чудо в жизни христианина



В.Даль: Чудо:1.Всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. 2. Диво, необычайная вещь или явленье.

С. Ожегов: Чудо: 1.В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. 2.Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью».

Задание 1.

Напишите.

Какие добродетели вы бы хотели видеть:

в ваших одноклассниках ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

в себе: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2.

Ответь на вопросы.


1. Ты помнишь чудеса, которые случались в твоей жизни? Расскажи о них. __

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чудеса творит Бог. Иногда Он творит их через людей. Подумай, можешь ли ты стать участником такого чуда? __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.

Попробуй сделать то, о чем ты написал(а).