СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок использовался на конкурсе "Педагог года" (муниципальный уровень).

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ 4 класс»


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Назарова Ирина Александровна

Район

Серебряно-Прудский

Место работы

СОШ им.В.И.Чуйкова

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Школа России

Тема урока

Милосердие и сострадание

Тип урока

Открытие нового знания

Цель, задачи

Цель: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»; Сформировать в сознании детей понятия «милосердие», «сострадание», «бескорыстная доброта».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; развитие навыков учебного сотрудничества;

осознание того, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, какие личностные качества, черты характера нужно развивать;

развитие моральной самооценки;

Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Необходимое оборудование

Проектор, интерактивная доска, колонки.

Дидактическое обеспечение

Рабочие листы, карточки, магниты.


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • Смыслообразование, самоопределение

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей

  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, милосердие, сострадание

  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

  • предметные

  • формирование изучаемых понятий

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Развитие навыков целеполагания, планирования

  • Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

  • Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог

  • Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Представление продукта работы группы, рабочие листы, самооценка


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник «Основы православной культуры», Кураев А. В. 4-5 класс. М.: Просвещение, 2013г.

Дополнительная

  • Федотова Т. Л., Щеглова О. А. Этимологический словарь русского языка

  • Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка

  • Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка

  • Словарь по общественным наукам

  • Энциклопедия «Кругосвет»

Интернет-ресурсы

  • http://poiskm.com/song/25433305-Odinokiy-pastuh-vipusknoy-v-detskom-sadu-eh

http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=29919 - Толковый словарь Ушакова онлайн
  • http://www.krugosvet.ru.

  • http://sterlitamakmus.ucoz.com/blog/klassnyj_chas_quot_miloserdie_nuzhno_li_ono_mne_quot/2011-10-22-62

  • http://www.newtemper.com/obrazovanie/nauka/miloserdie_2531 - высказывания о милосердии

  • http://www.openclass.ru/node/278846

ЭОРы

Инструментальная музыка «Одинокий пастух»,

произведение П. И. Чайковского «Милость мира».


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга глазами дружелюбно, подарите друг другу свои улыбки. А теперь сделайте выражение лица враждебно настроенного человека, посмотрите друг на друга. С кем бы вы хотели общаться, почему? Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение, с вами было приятно общаться.


Учащиеся улыбаются друг другу







Коммуникативные УУД: установление контакта для совместной деятельности.








2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

2. Мотивационный этап. Постановка темы урока.

Звучит музыка.

Послушайте стихотворение. Подумайте, о каком качестве идёт речь?

Слово это серьезное, главное, важное,

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец доброта!

- О каком качестве человека говорится?

Верно, в этом стихотворении говорится о человеке с добрым сердцем, милым сердцем, которое милует, любит и жалеет. А какое сложное слова можно образовать от слов МИЛОЕ СЕРДЦЕ?

Сформулируйте тему урока.

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии – это и будет тема урока.













Учащиеся высказываются





Формулируют тему



Личностные УУД: смыслообразование
















Регулятивные УУД:

самостоятельная формулировка темы урока

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

3. Актуальность темы.

Однажды учёные спросили людей: «Скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?»
Большинство ответило, что хотели бы быть твёрдыми, решительными людьми.
- А вы бы как ответили на этот вопрос?
Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других людей вокруг себя?»
Как вы думаете, что ответили люди? (добрыми, заботливыми, любящими, чуткими, внимательными…)

Задумайтесь, для чего рождается и живёт человек? (Чтобы делать добро)

К сожалению, все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Поэтому разговор у нас будет очень важный!







Высказывания учащихся

Личностные УУД:

осознание актуальности данной проблемы


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

4. Постановка задачи урока, составление плана урока.

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на занятии?

  1. Что такое милосердие?

  2. Какими качествами должен обладать милосердный человек?

  3. Как человек может проявить милосердие?

  4. Можно ли меня назвать милосердным человеком?

Какую учебную задачу мы поставим перед собой? (Найти ответ на эти вопросы)

Фронтальная работа.

Учащиеся формулируют вопросы, определяют задачи урока


Познавательные УУД: определение границ своего знания или незнания

Личностные УУД: повышение мотивации учения через постановку проблемных вопросов

Регулятивные УУД: планирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельност на уроке, принятие учебной задачи

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

5.Открытие учащимися нового знания.

Учитель организует исследовательскую деятельность.

а) Работа над значением слова.

А как это слово возникло в русском языке и каково его современное значение?

Предлагаю объединиться в группы и поработать со справочной литературой.

  • Выяснение этимологии слова

Вывод: появилось более 11 веков назад, а сейчас в речи употребляется редко.

  • Выяснение лексического значения слова.

Одинаковые ли определения слова милосердие даны в словарях разных авторов?

Какое слово упоминается в каждом объяснении? (сострадание)

Вывод: Так что же такое милосердие? Какому слову оно близко по значению? (сострадание)

Работа в группах со справочной литературой







Один человек от группы зачитывает информацию из словаря.


Коммуникативные УУД:

Распределение объёма работы между членами группы, помощь при затруднении;

сотрудничество в поиске и отборе информации;

построение связное монологического высказывания


Познавательные УУД: поиск и выделение информации; развитие операций мышления (анализа, синтеза, обобщения)



б) А какими качествами должен обладать милосердный человек?

Предлагаю вам построить ДОМ МИЛОСЕРДИЯ.

На столах – словарный материал – синонимы и антонимы к слову милосердие. Они записаны на карточках-кирпичиках, из которых вам предстоит построить дом. Работая в группах, вам нужно подумать, посоветоваться друг с другом, выбрать синонимы к слову милосердие. Подумайте, все ли слова-кирпичики вы будете использовать

Проверка:

1гр: Доброта, сочувствие, чуткость злость, зависть равнодушие

2 гр. Сопереживание, доброжелательность, агрессивность, черствость, грубость

3гр. Сострадание, человечность, отзывчивость жестокость, безжалостность

4 гр. умение оказать помощь, уважение, высокомерие, жадность

5 гр. Внимание, заботливость, щедрость мстительность, бессердечность

А почему вы не выбрали другие слова?

- Какой красивый добрый дом у нас получился! Вы бы хотели жить в таком доме?

А чтобы таких домов было больше, что нужно делать? (Проявлять милосердие)

-Чем больше будет милосердных людей, тем меньше будет страданий и бед, невзгод и несчастья. Тогда жизнь будет счастливее и радостнее.

Работа в группах. Учащиеся выбирают нужные слова-кирпичики. Один учащийся аргументирует выбор, прикрепляет на магнитную доску.

Коммуникативные УУД:

Распределение объёма работы между членами группы,

сотрудничество в поиске и отборе информации;

построение связное монологического высказывания


Познавательные УУД: развитие операций мышления

(классификация)

в) А как можно проявлять милосердие? По отношению к кому нужно проявлять милосердие?

- Хотите ли бы вы найти ответы на эти вопросы?

- Продолжаем работать в группах. На столах – рабочие листы с заданием. Приступайте к работе.

1группа

«Дюймовочка всю зиму ухаживала за ласточкой, которая поранила крыло и не могла лететь в  теплые  края. Она  могла погибнуть , замерзнуть, но доброе сердце, милое сердце Дюймовочки спасло ласточке жизнь.»

  1. Фрагмент какой сказки вы прочитали?

  2. Кто из героев сказки проявил милосердие и по отношению к кому?

  3. Как вы думаете, верно ли утверждение: «Тот, кто делает добро другому, делает добро себе». Аргументируй.


2 группа

«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. 
Вели, чтобы Витя был здоров!», - проговорила девочка Женя, отрывая последний лепесток волшебного цветка. И в ту же минуту мальчик Витя, обреченный пожизненно ходить в уродливом башмаке на очень толстой подошве, «…вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась».

  1. Фрагмент какой сказки вы прочитали?

  2. Кто из главных героев сказки проявил милосердие и по отношению к кому?

  3. Докажи на примере данного произведения верность высказывания «Тот, кто делает добро другому, делает добро себе».


3 группа. Прочитай текст. Ответь на вопросы.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке дедушку, который никак не решался прейти улицу.  Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

1.Кто проявил милосердие и по отношению к кому?

2.Как вы думаете, почему мальчик не стал требовать благодарности от бабушки, а, совершив благородный поступок, сразу ушёл?


4 группа. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Однажды Вова гулял во дворе. Старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить молока. Он согласился но заявил, что за это она должна будет его отблагодарить. 1. Можно ли сказать про Вову, что он проявил милосердие по отношению к старушке-соседке? Почему?

2.Подумайте, нужно ли за добрые поступки требовать благодарности или их нужно совершать бескорыстно, из добрых побуждений?


5 группа. Работа по учебнику, стр. 42 (3 абзаца) -43 (1 абзац).

1. Познакомьтесь с притчей о милосердном самарянине.

2. Кого называют ближним?

Вывод: Ближний - это всякий нуждающийся в твоей помощи человек. И ещё ближний - тот, кто не оставит тебя в беде.

Работа в группах.

Один человек от группы представляет результат работы: кратко пересказывает данный текст, отвечает на вопросы, аргументирует ответ. Информация дублируется на слайдах презентации.




























































Коммуникативные УУД:

Распределение объёма работы между членами группы, помощь при затруднении;

сотрудничество в поиске и отборе информации;

построение связное монологического высказывания;

умение слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



Познавательные УУД: поиск и выделение информации; развитие операций мышления (анализа, синтеза, обобщения



Личностные УУД:

выделение морально-этического содержания событий и действий.

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей































Г) Самостоятельная работа. Маркировочное чтение текста (инсёрт).

Ребята, а надо ли помогать человеку, который нас когда-то обидел, причинил нам душевную или физическую боль?


Предлагаю вам поработать с текстом и воспользоваться следующими маркерами:

«+» - знаю, делаю

«!» - думал иначе

Есть ли информация, которая противоречит вашим представлениям? Что нового вы узнали?

Какой вывод можно сделать?




Самостоятельное чтение фрагмента текста, маркировка.





Высказывания учащихся.


Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать информацию;

Коммуникативные УУД: построение речевого высказывания.

Д) Работа над понятием милостыня. Групповая работа.

А вы можете назвать одно из самых важных дел милосердия?

Продолжите работу в группе. Прочитайте текст на стр. 44-45 и приготовьте ответы на вопросы:

  1. Что такое милостыня?

  2. Что говорил Иисус Христос о милостыне?

  3. Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий её?

  4. Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным?

  5. Объясните смысл пословицы «Дорога милостыня в скудости».

Фронтальная проверка



Высказывание учащихся.

Работа в группе.





Проверка: фронтальная работа.

Познавательные УУД: систематизировать информацию;

смысловое чтение, ответы на вопросы к текстам,

умение самостоятельно добывать знания, производить обобщение по заданным критериям;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить анализ, умение понимать метафорический смысл выражений.

Коммуникативные УУД:

Распределение объёма работы между членами группы, помощь при затруднении;

сотрудничество в поиске и отборе информации;

построение связное монологического высказывания;

умение слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков других людей

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

6. Первичное закрепление.

Итак, по отношению к кому и как можно проявлять милосердие? Что мы можем сделать, что в наших силах? Представим полученные знания в виде кластера.

Милосердие

  • помочь бездомному животному заботиться о стариках

  • поделиться с другом

  • уступить слабому

  • простить обиду

  • помочь ближнему

  • утешить добрым словом

  • попросить прощение,

  • подать милостыню

  • извиниться


Ребята, проявляя милосердие, мы должны ждать, требовать вознаграждения, брать плату?

Составление кластера «Милосердие» (фронтальная работа)

Познавательные УУД: систематизировать информацию; структурирование знаний моделирование

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Коммуникативные УУД:

построение речевого высказывания.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Чтение с остановками. Прогнозирование.

Обратимся к рубрике «Это интересно». Познакомимся с отрывком из рассказа Владимира Марциновского о случае, который произошёл с ним в 1921 году в одном из парков в Париже. (текст читает учитель, у детей учебники закрыты)


Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и покончить с собой. Прохожий

Как вы думаете, что произошло дальше?

Откройте учебники, дочитаем текст.

Фронтальная работа:

  1. Что чувствует человек, совершая что-либо доброе для ближнего?(Радость. Это чувство-награда Божья за совершённое добро.)

  2. Что несчастному юноше помогло не совершить самоубийство? (Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому. Милосердие спасает всех: и тех, кто оказывает помощь, и тех, кому эта помощь оказывается.














Высказывают предположения.








Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация;

формирование нравственной модели поведения детей.



Коммуникативные УУД: внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы и обосновывать свою точку зрения


Познавательные УУД: творческое мышление, воссоздающее воображение; умение устанавливать причинно-следственные связи;





8. Ребята, а как вы думаете, можно ли вас назвать милосердным человеком? Посмотрите на наш Дом милосердия. Задумайтесь, а какие качества вам нужно развивать, чтобы стать милосердным? Каждый из вас пусть сам себе попытается ответить на этот вопрос.



Размышление учащихся. Рефлексия.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация;

Осознание того, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, какие личностные качества, черты характера нужно развивать;

формирование моральной самооценки; развитие способности к рефлексии,

анализ свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм;


9. Домашнее задание.

  • Прочитать материал в учебнике и рассказать родителям о том, что интересного узнали.

Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами..

Коммуникативные УУД:

строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; развитие кругозора; развитие навыков самостоятельной работы.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

10. Итоги урока.

Философы разных эпох размышляли на «вечные» темы. Поэтому осталось так много высказываний, афоризмов о милосердии. Я предлагаю вам воссоздать эти выражения. (Выражения на доске)

  • Быть милосердным – значит делать всё, что _____в наших силах_________________ .

Джон Донн

  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая ___

о вознаграждении____________ .

Хелен Келлер

То есть бескорыстно!

-Молодцы!

Фронтальная работа. Дополняют афоризмы, посвящённые понятию «милосердие» подходящими по смыслу словами,

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

Контроль и коррекция полученных результатов




9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

11. Звучит музыка.

У каждого из вас свой путь к милосердию.

Мне бы хотелось, чтобы каждый день, когда вы будете ложиться спать, вы задумывались: «А что сегодня я сделал хорошего? Смог ли простить я сегодня ближнего своего? Помог ли я сегодня ближнему своему? Чего от меня сегодня в мире стало больше – злобы или милости, или любви, добра, радости?»

У старца Паисия есть замечательные слова: «Когда берёшь, радуешься человеческой любовью, но когда отдаёшь, а тем более, когда отдаёшь последнее, радуешься божественной любовью». Я хочу вам пожелать чаще испытывать божественную любовь.

Спасибо за работу.


Личностные УУД: знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера)

Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний