СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ на тему: «Добродетель и порок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Целевые установки  урока (планируемые достижения учащихся):

1. Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

2. Метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

3. Предметные

- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

- уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Обсуждение выполненных домашних заданий.

-Почему знание о добре и зле важно для людей?

3. Актуализация опорных знаний.

     Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

1. О чём эта притча?

2.Кто герой этой притчи?

3.К какой категории людей (хороших или плохих)) вы отнесёте этого человека? Почему?

4.Как вы понимаете последние строки притчи? («…Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!».)

После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его делам.

 – Как можно назвать положительные поступки  человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

– А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

Итог размышления: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие  поступки – порочным.

 

– Теперь давайте откроем учебники на с.16 и посмотрим тему нашего урока: (Слайд 4)  «Добродетель и  порок» (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся).

5. Изучение нового материала.

- Добродетель – это положительное нравственное свойство характера человека. Обратите внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка, является, по сути, суммой двух слов: добро  детель (т.е. действие, дело, деятельность). Таким образом, добродетель – это, изначально, добрая деятельность.

 

Работа в тетради.

сердечный

милосердный

терпеливый

вежливый

добросердечный и др.

 

 Работа с учебником.

- Рассмотрим иллюстрации в учебнике.

Лев Яшин и Ирина Слуцкая – спортсмены, Чулпан Хамматова – артистка, основатель благотворительного фонда, Юрий Гагарин – космонавт. Всё это примеры добродетели.

-Давайте подумаем, а есть ли у нас такие люди?

 - Ребята,  а что  называют пороком?  Найдите в тексте определение слова (с.17) и выпишите в тетрадь.

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим  людям, называется пороками. Пороками можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвастовство и …  ( свои примеры)

 

жадность

лень

лживость

хвастовство и др.

 

     Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий.  Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

Работа с учебником стр. 18-19

Прочитайте и найдите ответ на вопрос:

- Как стать добродетельным человеком? (Чтение и обсуждение)

- А кого вы бы назвали порочным?

6. Закрепление изученного материала.

                                              Сказка про жадность. Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. - Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь! - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так? - Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...

(М. Пляцковский)

- Назовите, где в сказке - добродетель, а какие здесь видны пороки?

Сказка «Семь дочерей»

«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

-       Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-       Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

-       Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

-       Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

-       Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

-       Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

                                                                                                    (В.А. Сухомлинский)

Вопросы:

- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

-  Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

7.  Домашнее задание:

1. Соедините качества человека, которые можно отнести к добродетельным, а какие - к порочным.

2. Запишите добродетельные  качества, которыми  обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ на тему: «Добродетель и порок»»

ОРКСЭ (19.10.16 г.)

Тема: «Добродетель и порок»


Целевые установки  урока (планируемые достижения учащихся):

1. Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

2. Метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

3. Предметные

- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

- уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Обсуждение выполненных домашних заданий.

-Почему знание о добре и зле важно для людей?

3. Актуализация опорных знаний.

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

1. О чём эта притча?

2.Кто герой этой притчи?

3.К какой категории людей (хороших или плохих)) вы отнесёте этого человека? Почему?

4.Как вы понимаете последние строки притчи? («…Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!».)

После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его делам.

– Как можно назвать положительные поступки человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

– А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

Итог размышления: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки – порочным.


– Теперь давайте откроем учебники на с.16 и посмотрим тему нашего урока: (Слайд 4) «Добродетель и порок» (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся).

5. Изучение нового материала.

- Добродетель – это положительное нравственное свойство характера человека. Обратите внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка, является, по сути, суммой двух слов: добро детель (т.е. действие, дело, деятельность). Таким образом, добродетель – это, изначально, добрая деятельность.


Работа в тетради.

сердечный

милосердный

терпеливый

вежливый

добросердечный и др.


Работа с учебником.

- Рассмотрим иллюстрации в учебнике.

Лев Яшин и Ирина Слуцкая – спортсмены, Чулпан Хамматова – артистка, основатель благотворительного фонда, Юрий Гагарин – космонавт. Всё это примеры добродетели.

-Давайте подумаем, а есть ли у нас такие люди?

- Ребята, а что называют пороком? Найдите в тексте определение слова (с.17) и выпишите в тетрадь.

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется пороками. Пороками можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвастовство и … ( свои примеры)


жадность

лень

лживость

хвастовство и др.


Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий.  Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

Работа с учебником стр. 18-19

Прочитайте и найдите ответ на вопрос:

- Как стать добродетельным человеком? (Чтение и обсуждение)

- А кого вы бы назвали порочным?

6. Закрепление изученного материала.

Сказка про жадность.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...

(М. Пляцковский)

- Назовите, где в сказке - добродетель, а какие здесь видны пороки?

Сказка «Семь дочерей»

«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

-       Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-       Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

-       Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

-       Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

-       Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

-       Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

(В.А. Сухомлинский)

Вопросы:

- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

-  Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

7. Домашнее задание:

1. Соедините качества человека, которые можно отнести к добродетельным, а какие - к порочным.

2. Запишите добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».