Тема: Стыд, вина, извинение.
Цель:
создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся
Задачи:
1.Сформирорвать важнейшие нравственные ценности: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
2.Развивать умения анализировать поступки и признавать ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
3.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
После просмотра мультфильма «Фунтик и огурцы»
- Поделитесь своими впечатлениями.
Дети: высказывают свои впечатления.
- Что с Вами происходило в момент просмотра?
Дети: мне не понравился Фунтик, он украл огурцы. Не смог противостоять дурному влиянию друга, не хотел возвращать украденное назад, он предпочел бы их лучше выбросить.
- Какие чувства Вы переживаете сейчас?
Дети: Нам стыдно за мальчика и его поступок.
- А Фунтик испытывал чувство стыда? Аргументируйте свой ответ.
Дети: Да. Мы видели, что при разговоре с бабушкой он опустил голову и не смотрел бабушке в глаза, а это значит, что ему стыдно.
Ему было стыдно и перед сторожем, он говорит, опустив глаза, мальчик покраснел.
- Спасибо, вы доказали свою правоту. Приходилось ли вам испытывать чувство стыда? В чем была причина?
Дети: высказываются по желанию. Если желающих нет, продолжаем диалог по моим вопросам.
- За что нам бывает стыдно?
Дети: За проступки, за ложь, за поведение. Потому что иногда над нами смеются.
- А перед кем мы испытываем стыд?
Дети: Стыдно всегда перед другими людьми: перед мамой, друзьями, взрослыми.
- Что же такое стыд?
Дети: высказываются.
(Мы обобщаем высказывания и выводим определение с опорой на статью.
Стыд – это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми).
- Стыд может быть связан с такими переживаниями, как обида, страх, вина.
С какими переживаниями связано чувство стыда Фунтика?
Дети: Со страхом, он боялся идти к сторожу, ведь тот его будет ругать. И с виной, конечно. Он же понял, что виноват.
- Что такое вина? Если затрудняетесь сами ответить на вопрос, вам поможет учебник.
Дети: читают определение на странице 45.
- Почему обратная дорога на колхозное поле показалась Фунтику очень длинной?
Дети: Его мучила вина, ему было страшно. Фунтик пытался избавиться от огурцов, но он опять оказывались в его корзине. Если бы он их все же выбросил, то никогда бы не избавился от чувства вины.
- Как вы думаете, что понял Фунтик по дороге на поле?
Дети: Он понял, что поступил очень плохо, что больше он так никогда не сделает.
- Это, ребята, наступает момент преодоления чувства вины. Фунтик раскаялся. Что значит слово «раскаялся»?
Дети: он принял решение не повторять свою ошибку.
- Достаточно ли раскаяния для преодоления вины? Докажите.
Дети: надо попросить прощение у того, кого обидели. Фунтик это сделал. Он молодец, его не будет мучить совесть.
- Какой урок мы с вами можем извлечь из мультфильма «Фунтик и огурцы»?
Дети: высказывания.