СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по подготовке к сочинению по произведению Лермонтова "Герой нашего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка предназначена  к первому уроку по подготовке к сочинению в 9 классе по произведению Лермонтова "Герой нашего времени"

Просмотр содержимого документа
«Урок по подготовке к сочинению по произведению Лермонтова "Герой нашего времени"»

9 класс (2 часа)

1 урок. ТЕМА: подготовка к сочинению по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

ЦЕЛЬ: подготовка к написанию классного сочинения.

ЗАДАЧИ: уметь пользоваться текстом, научиться излагать свои мысли согласно предложенному вопросу; развивать как устную так и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к литературе, культуру речи, дисциплинированность, уважение к работе друг друга.


ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, тетрадь, доска.

ТИП УРОКА: развитие речи.

МЕТОДЫ: анализ и синтез, творческий, словесный.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Эпиграф: Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.

Печорин

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Проверка домашнего задания.

Подготовительные вопросы к сочинению:

Каковы характерные черты Печорина как героя последекабристской эпохи?

В чем трагедия Печорина?

Какие беды он приносит окружающим и почему?

Чем Печорин отличается от Онегина?

В чем состоит литературное новаторство Лермонтова?

Составление плана сочинения:


1.Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени» .

Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

I. Вступление.

Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисло­вии к журналу Печорина.

II. Главная часть Что такое «герой времени»?

Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего вре­мени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пе­ресмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы но­вые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном не­удачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума». В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представле­ния о том, к чему эту свободу применить. Для него не сущест­вует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему дос­тавляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонто­вым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину. Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто. Во-первых, на стра­ницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпа­тию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистиче­ские» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испыты­вает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, ста­раясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над сво­им высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным си­пам». Все это делает Печорина характером трагическим, неза­урядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.

III. Заключение.

Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по праву.

3.ИТОГ УРОКА.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовиться к написанию на выбранную тему.

Печорин- герой нашего времени.

Женские образы в романе Герой нашего времени»

Мои любимые страницы в романе.

2 урок. Проверка и подготовка написанных дома сочинений, запись их в чистовик.