9 класс (2 часа)
1 урок. ТЕМА: подготовка к сочинению по роману Лермонтова «Герой нашего времени».
ЦЕЛЬ: подготовка к написанию классного сочинения.
ЗАДАЧИ: уметь пользоваться текстом, научиться излагать свои мысли согласно предложенному вопросу; развивать как устную так и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к литературе, культуру речи, дисциплинированность, уважение к работе друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, тетрадь, доска.
ТИП УРОКА: развитие речи.
МЕТОДЫ: анализ и синтез, творческий, словесный.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Эпиграф: Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.
Печорин
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка домашнего задания.
Подготовительные вопросы к сочинению:
Каковы характерные черты Печорина как героя последекабристской эпохи?
В чем трагедия Печорина?
Какие беды он приносит окружающим и почему?
Чем Печорин отличается от Онегина?
В чем состоит литературное новаторство Лермонтова?
Составление плана сочинения:
1.Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени» .
Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
I. Вступление.
Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина.
II. Главная часть Что такое «герой времени»?
Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пересмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы новые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном неудачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума». В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представления о том, к чему эту свободу применить. Для него не существует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему доставляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонтовым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину. Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто. Во-первых, на страницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпатию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистические» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испытывает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над своим высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным сипам». Все это делает Печорина характером трагическим, незаурядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.
III. Заключение.
Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по праву.
3.ИТОГ УРОКА.
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовиться к написанию на выбранную тему.
Печорин- герой нашего времени.
Женские образы в романе Герой нашего времени»
Мои любимые страницы в романе.
2 урок. Проверка и подготовка написанных дома сочинений, запись их в чистовик.