Урок по повести Куприна «Олеся»
Цели урока:
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
3. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Для справки:
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Группа 3. Олеся.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Группа 4. О любви.
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
4. Беседа:
- Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
- Ваше отношение к главным героям повести
- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)
Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
Вопросы |
1 | Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам? | Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить. |
2 | О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича? | Был ли он с ней счастлив. |
3 | Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич? | Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом. |
4 | Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню? | Купить мыла и соли, а бабушке – чаю. |
5 | Что было самым примечательным в портрете Олеси? | Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ. |
6 | Сколько лет Олесе? | 25. |
7 | Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению? | Зовут зовуткой, а величают уткой. |
8 | Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши? | Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни. |
9 | Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси? | Вино и женщины. |
10 | Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу? | В 67 лет. |
11 | Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу? | Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем. |
12 | Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю? | Ландыш, малина. |
13 | Как Мануйлиха называет болезнь Олеси? | Огневица. |
14 | Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»? | Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица. |
15 | Как называется место, где разворачиваются описанные события? | Волынская губерния, Полесье. |
16 | Какой дар передан Олесе по наследству? | Умение гадать. |
17 | Назовите местную интеллигенцию. | Ксендз, органист, урядник, конторщик. |
18 | Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич? | 11 дней. |
19 | Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке? | В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра. |
20 | Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича? | На углу оконной рамы. |
21 | Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече? | Деньги. |
22 | О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем? | Что у них нет ребёночка. |
23 | Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей? | С грецкий орех. |
24 | Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне? | Вы ещё наплачетесь досыта. |
25 | Что напоминала хата колдуньи? | Сказочную избушку на курьих ножках. |
26 | Настоящее имя Олеси? | Алёна. |
27 | Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи? | Чай и сахар. |
28 | Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края? | Она говорила образно, здесь так не умеют. |
29 | Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях? | При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги. |
30 | Как звали собаку Ярмолы? | Рябчик. |
31 | Самое любимое занятие дворян? | Охота. |
32 | Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем? | Полесская лихорадка. |
33 | Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: … | маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее». |
34 | Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать? | Сделала надрез, а потом заговорила кровь. |
35 | Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом? | Жениться на Олесе. |
36 | Чего больше всего в жизни боялась Олеся? | Посещения церкви. |
37 | Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу? | Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды. |
38 | О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу? | О зайце и волке. |
39 | Как местные бабы расправились с Олесей? | Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног. |
40 | Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было? | Чёрный кот и сова. |
41 | За что люди прогнали ведьму из села? | Извела у одной молодицы дитя. |
42 | Какие птицы дружили с Олесей? | Зяблики. |
43 | О чём писал рассказы Иван Тимофеевич? | Об убийствах. |
44 | Какой картой в колоде является Олеся? | Трефовая дама. |
45 | Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию? | 2 месяца. |
46 | Почему Олеся никогда не ходила в церковь? | Её душа с рождения продана дьяволу. |
47 | За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки? | За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось. |
48 | Чего самого элементарного не знает Олеся? | Грамоты. |
49 | За что все вокруг корили и ругали Ярмолу? | За пьянство. |
50 | Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание? | Бусы. |
51 | Во сколько раз деревня меньше Петербурга? | В 500 раз. |
52 | На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу? | В середине болит, ни есть, ни пить не могу. |
53 | Сколько грамотных людей в деревне? | Ни одного. |
54 | В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда? | В Троицу. |
55 | Какие «украшения» были в избе Мануйлихи? | Печь, травы, корешки, посуда и скворцы. |
6. Тест
1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?
а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.
2. Что оставила Олеся в память о себе?
а) бусы; б) письмо; в) крест.
3. О ком идёт речь: «...считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?
а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.
4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?
а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.
5. Что хотели сделать с Олесей женщины?
а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.
Ключи к тесту
7. Выводы по повести на материалах презентации
8. Подведение итогов, рефлексия:
- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?