СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести А. И. Куприна «Олеся».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовать структуру повести "Олеся". Развить навык анализа прозаического текста. 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести А. И. Куприна «Олеся».»

Урок по повести Куприна «Олеся»


Цели урока:

Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.


Ход урока:


1. Орг. момент


2. Слово учителя о творческой истории повести:


Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».


3. Аналитическая работа с текстом (по группам)


Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).


Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)


Для справки:

Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».

В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».

Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.


Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).

Олеся о церкви (гл.6).


Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).



Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.


4. Беседа:


- Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?

- Ваше отношение к главным героям повести

- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?


Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.


5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)


Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

Вопросы

1

Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?

Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.

2

О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?

Был ли он с ней счастлив.

3

Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.

4

Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?

Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.

5

Что было самым примечательным в портрете Олеси?

Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.

6

Сколько лет Олесе?

25.

7

Как зовут  и величают Мануйлиху люди, по её мнению?

Зовут зовуткой, а величают уткой.

8

Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?

Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.

9

Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?

Вино и женщины.

10

Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?

В 67 лет.

11

Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?

Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.

12

Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?

Ландыш, малина.

13

Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

Огневица.

14

Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?

Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.

15

Как называется место, где разворачиваются описанные события?

Волынская губерния, Полесье.

16

Какой дар передан Олесе по наследству?

Умение гадать.

17

Назовите местную интеллигенцию.

Ксендз, органист, урядник, конторщик.

18

Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

11 дней.

19

Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке?

В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.

20

Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?

На углу оконной рамы.

21

Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?

Деньги.

22

О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?

Что у них нет ребёночка.

23

Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?

С грецкий орех.

24

Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?

Вы ещё наплачетесь досыта.

25

Что напоминала хата колдуньи?

Сказочную избушку на курьих ножках.

26

Настоящее имя Олеси?

Алёна.

27

Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

Чай и сахар.

28

Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?

Она говорила образно, здесь так не умеют.

29

Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?

При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.

30

Как звали собаку Ярмолы?

Рябчик.

31

Самое любимое занятие дворян?

Охота.

32

Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?

Полесская лихорадка.

33

Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …

маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».

34

Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?

Сделала надрез, а потом заговорила кровь.

35

Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?

Жениться на Олесе.

36

Чего больше всего в жизни боялась Олеся?

Посещения церкви.

37

Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?

Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.

38

О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?

О зайце и волке.

39

Как местные бабы расправились с Олесей?

Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.

40

Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?

Чёрный кот и сова.

41

За что люди прогнали ведьму из села?

Извела у одной молодицы дитя.

42

Какие птицы дружили с Олесей?

Зяблики.

43

О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?

Об убийствах.

44

Какой картой в колоде является Олеся?

Трефовая дама.

45

Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?

2 месяца.

46

Почему Олеся никогда не ходила в церковь?

Её душа с рождения продана дьяволу.

47

За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси  и её бабушки?

За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.

48

Чего самого элементарного не знает Олеся?

Грамоты.

49

За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?

За пьянство.

50

Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?

Бусы.

51

Во сколько раз деревня меньше Петербурга?

В 500 раз.

52

На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?

В середине болит, ни есть, ни пить не могу.

53

Сколько грамотных людей в деревне?

Ни одного.

54

В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?

В Троицу.

55

Какие «украшения» были в избе Мануйлихи?

Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.



6. Тест


1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

3. О ком идёт речь: «...считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

 

Ключи к тесту


1–а

2– а

3–б

4–а

5–а


7. Выводы по повести на материалах презентации


8. Подведение итогов, рефлексия:


- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!