СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по познанию мира на тему "Гранит. Известняк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании гранита, известняка, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам

Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира на тему "Гранит. Известняк"»

Урок №18 18.01.2017


Тема урока: Гранит. Известняк (стр 65-68)


Цель:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании гранита, известняка, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;


Этапы и структура урока.

Базовые знания: Полезные ископаемые. Их переработка, использование.


Опорные знания: Горные породы. Понятие о плотных и рыхлых видах горных пород.


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.


Перед уроком на доске выписываются вопросы:

  • Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут ?

  • Какие виды топлива ты знаешь ?

  • Как получают металлы ? Где их используют ?

  • Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископае­мых.


2.

Введение в тему


Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

2) отваливая землю, делать углубления

3) отваливая землю, доставать, извлекать.

Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока (открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»).

Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево


  • Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

  • Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

  • Всегда ли их надо « выкапывать» из недр земли?

  • Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок)

  • Сформулируйте понятие «полезные ископаемые»


Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.



- Расскажите, как люди используют полезные ископаемые.
План рассказа тебе подскажут слова: строительство; топ­ливо; металл; пища.


3.

Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

Д.  Добыча полезных ископаемых.

У.  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.




4.

Практическая работа


Гранит

- Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

- Однороден ли он по составу?

Состав гранита

- Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

  • - Гранитный массив

  • - Применение гранита.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на с. 66.

- Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.



3) Работа по вопросам над содержанием.




4) Работа группах.


Задание группам: Рассказать о граните, песке, глине, известняке. Представители групп выходят берут загадку, отгадывают ее и готовят сообщение.

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

Работа в группах.

Дома, ребята, вы готовили сообщения о полезных ископаемых, которые сейчас мы и послушаем.

Гранит.

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.

Известняк.

Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.




5.

Итог урока.


Домашнее задание.


На дом: прочитать и усвоить текст. Найти на карте месторождения гранита, отметить эти место­рождения на контурной карте.