СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена последовательность анализа рассказа А. Костюнина "Рукавичка". Осмысление через применение приема чтение с остановками.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"»

«Рукавичка»

«Рукавичка»

Александр Костюнин-  современный русский писатель , его произведения очень любят и ценят в России. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово-связующая нить времени» за книгу «В купели белой ночи» награжден дипломом 1 степени с присвоением звания лауреата им.А.Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу». В своих произведениях он затрагивает нравственные проблемы.

Александр Костюнин- современный русский писатель , его произведения очень любят и ценят в России. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово-связующая нить времени» за книгу «В купели белой ночи» награжден дипломом 1 степени с присвоением звания лауреата им.А.Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу». В своих произведениях он затрагивает нравственные проблемы.

… Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Евангелие от Матфея

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.

Евангелие от Матфея

О каком «вечном» вопросе задумались вы? Жизнь – смерть Добро – зло Страх – предательство Грех – покаяние   Запишите в рабочем листе тот вопрос, над которым вы сегодня хотели бы поразмышлять.

О каком «вечном» вопросе задумались вы?

Жизнь – смерть

Добро – зло

Страх – предательство

Грех – покаяние

Запишите в рабочем листе тот вопрос, над которым вы сегодня хотели бы поразмышлять.

Часть 1.  Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далекое, отстраненное событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом. «…» От какого лица ведётся повествование в этом рассказе? Почему уже в первом предложении рассказа появляется упоминание о школе? Предположите, какие воспоминания будут у рассказчика о школе?

Часть 1.

Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далекое, отстраненное событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом. «…»

От какого лица ведётся повествование в этом рассказе?

Почему уже в первом предложении рассказа появляется упоминание о школе?

Предположите, какие воспоминания будут у рассказчика о школе?

Часть 2.  «…» Я не был отличником — хорошие отметки со мной не водились.            Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом , за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную . Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков — все это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чем здесь отметки?  «…»       Тридцать лет прошло.    Чем виделась школа для юного рассказчика? На какие временные периоды автор делит события? Какие мысли у вас возникли при чтении последнего предложения фрагмента?

Часть 2.

«…» Я не был отличником — хорошие отметки со мной не водились.           Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом , за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную . Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков — все это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чем здесь отметки?  «…»      Тридцать лет прошло. 

  Чем виделась школа для юного рассказчика?

На какие временные периоды автор делит события?

Какие мысли у вас возникли при чтении последнего предложения фрагмента?

Часть 3. «…»   Повседневные заботы, реже радости, полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, как древесные кольца. И с каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а всё же разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой — выступают из прошлого лица, события, символы…        Не знаю, почему уж так сложилось, но ярче всего из школьных лет запомнился мне случай с рукавичкой.   «…» Что вы узнали из вступления о рассказчике? Чем отличается детство от взрослой жизни? Как вы понимаете выражения «на гладком стволе памяти», «ядовитым грибом или лечебной чагой»? Предположите случай с рукавичкой будет «ядовитым грибом» или «лечебной чагой» для рассказчика?

Часть 3.

«…»   Повседневные заботы, реже радости, полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, как древесные кольца. И с каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а всё же разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой — выступают из прошлого лица, события, символы…       Не знаю, почему уж так сложилось, но ярче всего из школьных лет запомнился мне случай с рукавичкой.   «…»

Что вы узнали из вступления о рассказчике?

Чем отличается детство от взрослой жизни?

Как вы понимаете выражения «на гладком стволе памяти», «ядовитым грибом или лечебной чагой»?

Предположите случай с рукавичкой будет «ядовитым грибом» или «лечебной чагой» для рассказчика?

Часть 4.  «…» Мы учились в  первом классе. Алла Ивановна Гришина, наша первая учительница, повела нас на экскурсию в кабинет уроков труда. Девчонки проходили там домоводство: учились кашу варить, шить, вязать. Это не считалось пустым занятием. Купить одежу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали от старших. Жили все тогда туго. Бедовали. Способность мастерить ценилась.  «…» Как вы думаете, на что указывает повтор однокоренных слов «первом» и «первая»? Какую характеристику времени даёт автор?

Часть 4.

«…» Мы учились в  первом классе.

Алла Ивановна Гришина, наша первая учительница, повела нас на экскурсию в кабинет уроков труда. Девчонки проходили там домоводство: учились кашу варить, шить, вязать. Это не считалось пустым занятием. Купить одежу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали от старших. Жили все тогда туго. Бедовали. Способность мастерить ценилась.  «…»

Как вы думаете, на что указывает повтор однокоренных слов «первом» и «первая»?

Какую характеристику времени даёт автор?

Часть 5. «..» Как стайка взъерошенных воробьев, мы, смущаясь и неловко суетясь, расселись по партам. Сидим тихо, пилькаем глазенками.        Учительница по домоводству сначала рассказала нам о своем предмете, а затем пустила по партам оформленные альбомы с лучшими образцами детских работ.        Там были шитые и вязаные носочки, рукавички, шапочки, шарфики, платьица, брючки. Все это кукольного размера, даже новорожденному младенцу было бы мало. Я не раз видел, как мать за швейной машинкой зимними вечерами ладила нам обнову, но это было совсем не то…        Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах, рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки.        Звонок прогремел резко, нежданно. Урок закончился. Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс.  «…» Предположите, о чём пойдёт речь дальше?

Часть 5.

«..» Как стайка взъерошенных воробьев, мы, смущаясь и неловко суетясь, расселись по партам. Сидим тихо, пилькаем глазенками.       Учительница по домоводству сначала рассказала нам о своем предмете, а затем пустила по партам оформленные альбомы с лучшими образцами детских работ.       Там были шитые и вязаные носочки, рукавички, шапочки, шарфики, платьица, брючки. Все это кукольного размера, даже новорожденному младенцу было бы мало. Я не раз видел, как мать за швейной машинкой зимними вечерами ладила нам обнову, но это было совсем не то…       Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах, рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки.       Звонок прогремел резко, нежданно. Урок закончился. Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс.  «…»

Предположите, о чём пойдёт речь дальше?

Часть 6.   «…» Прошла перемена и начался следующий урок. Достаём учебники. Ноги еще не остановились. Еще скачут. Голова следом. Усаживаемся поудобнее. Затихающим эхом ниспадают до шепота фразы. Алла Ивановна степенно встает из-за учительского стола, подходит к доске и берет кусочек мела. Пробует писать. Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки.        Вдруг дверь в класс резко распахивается. К нам не заходит — вбегает — учительница домоводства. Прическа сбита набок. На лице красные пятна.  «…» Как меняется темп повествования ? Как передаётся состояние тревожности? Какой приём использует автор? Выскажите ваши предположения о том, почему учительница домоводства «вбегает» в класс?

Часть 6.

  «…» Прошла перемена и начался следующий урок. Достаём учебники. Ноги еще не остановились. Еще скачут. Голова следом. Усаживаемся поудобнее. Затихающим эхом ниспадают до шепота фразы. Алла Ивановна степенно встает из-за учительского стола, подходит к доске и берет кусочек мела. Пробует писать. Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки.       Вдруг дверь в класс резко распахивается. К нам не заходит — вбегает — учительница домоводства. Прическа сбита набок. На лице красные пятна.  «…»

Как меняется темп повествования ? Как передаётся состояние тревожности? Какой приём использует автор?

Выскажите ваши предположения о том, почему учительница домоводства «вбегает» в класс?

Часть 7. « …» - Ребята, пропала рукавичка! — и, не дав никому опомниться, выпалила: — Взял кто-то из вас…        Для наглядности она резко выдернула из-за спины альбом с образцами и, широко раскрыв, подняла его над головой. Страничка была пустая. На том месте, где недавно жил крохотный пушистый комочек, я это хорошо запомнил, сейчас торчал только короткий обрывок чёрной нитки.        Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.        — Кондроева?        — Гусев?        — Ретукина?        — Яковлев?        Очередь дошла до меня... Двинулась дальше.        Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: «Я не брал, Алла Ивановна».  «…»

Часть 7.

« …» - Ребята, пропала рукавичка! — и, не дав никому опомниться, выпалила: — Взял кто-то из вас…       Для наглядности она резко выдернула из-за спины альбом с образцами и, широко раскрыв, подняла его над головой. Страничка была пустая. На том месте, где недавно жил крохотный пушистый комочек, я это хорошо запомнил, сейчас торчал только короткий обрывок чёрной нитки.       Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.       — Кондроева?       — Гусев?       — Ретукина?       — Яковлев?       Очередь дошла до меня... Двинулась дальше.       Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: «Я не брал, Алла Ивановна».  «…»

Часть 8. «…» — Так, хорошо, — зло процедила наша учительница, — мы все равно найдем. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем…        Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы парты, она, не мигая уставившись на учительницу, безвольно стала к ней приближаться.        — Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.        Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши.        А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли.            Кондроева, опустив голову, молча плакала.        Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла. «…» Выпишите в рабочий лист слова и словосочетания, которые относятся к Алле Ивановне. Предположите, предпримет ли дальнейшие действия учительница?

Часть 8.

«…» — Так, хорошо, — зло процедила наша учительница, — мы все равно найдем. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем…       Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы парты, она, не мигая уставившись на учительницу, безвольно стала к ней приближаться.       — Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.       Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши.       А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли.           Кондроева, опустив голову, молча плакала.       Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла. «…»

Выпишите в рабочий лист слова и словосочетания, которые относятся к Алле Ивановне.

Предположите, предпримет ли дальнейшие действия учительница?

Часть 9.

«…»— Раздевайся! — хлёстко скомандовала Алла Ивановна.       Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтенку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из ее опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками.       Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики.       Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на ее детской шейке.       — Это что ещё такое? — тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. — Чтобы не смела в школу носить. Одевайся. Следующий!       Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте.  «…» Какие чувства у вас вызывает поведение Аллы Ивановны?

Какими словами вы могли бы передать душевное состояние Светки Кондроевой?

Часть 10.  «…» Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя порывистые команды.     Моя очередь приближалась. Впереди двое.        Сейчас трясли Юрку Гурова. Наши дома стояли рядом. Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас.        Портфель у него был без ручки, и он нес его к учительскому столу, зажав под мышкой.        Неопрятные тетрадки и всего один учебник вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос.  «…» Почему Юрка Гуров неожиданно «разревелся»? Предположите, как будут развиваться события дальше? Выпишите в рабочий лист слова и словосочетания, характеризующие семью Юрки.

Часть 10.

«…» Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя порывистые команды.

    Моя очередь приближалась. Впереди двое.       Сейчас трясли Юрку Гурова. Наши дома стояли рядом. Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас.       Портфель у него был без ручки, и он нес его к учительскому столу, зажав под мышкой.       Неопрятные тетрадки и всего один учебник вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос.  «…»

Почему Юрка Гуров неожиданно «разревелся»?

Предположите, как будут развиваться события дальше?

Выпишите в рабочий лист слова и словосочетания, характеризующие семью Юрки.

Часть 11. «…» Аллавановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка.        — Как она у тебя оказалась? Как?!! — тыкая рукавичкой в лицо, зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. — Как?! Отвечай!..        — Миня эн тыйе! Миня эн тыйе! Миня эн тыйе… — лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.        — А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл ее. Вор!        Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас.        Класс напряженно молчал.  «…» Почему Юрка взял рукавичку? Как вы оцениваете поступок первой учительницы? Как бы вы поступили на её месте? Какие слова передают атмосферу страха и ожидания, царившую тогда в классе?

Часть 11.

«…» Аллавановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка.       — Как она у тебя оказалась? Как?!! — тыкая рукавичкой в лицо, зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. — Как?! Отвечай!..       — Миня эн тыйе! Миня эн тыйе! Миня эн тыйе… — лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.       — А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл ее. Вор!       Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас.       Класс напряженно молчал.  «…»

Почему Юрка взял рукавичку?

Как вы оцениваете поступок первой учительницы? Как бы вы поступили на её месте?

Какие слова передают атмосферу страха и ожидания, царившую тогда в классе?

Часть 12. «…» Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. Клеймо «вор» раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нем и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.  «…» Почему автор сравнивает школьные годы Юрки с тюремным сроком?   Предположите, как жил Юрка?

Часть 12.

«…» Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. Клеймо «вор» раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нем и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.  «…»

Почему автор сравнивает школьные годы Юрки с тюремным сроком?

Предположите, как жил Юрка?

Часть 13.    «…» Он стал изгоем.        Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его. И он никому сдачи дать не мог. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали. Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород — считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх. «…» Как изменилась жизнь Юрки? Кто такой изгой? Как сложилась дальнейшая жизнь Юрки?

Часть 13.

   «…» Он стал изгоем.       Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его. И он никому сдачи дать не мог. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали. Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород — считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх. «…»

Как изменилась жизнь Юрки?

Кто такой изгой?

Как сложилась дальнейшая жизнь Юрки?

«…?...»

«…?...»

Часть 14. «…» Если бы не этот звонок, я бы, наверное, так и не вспомнил про синюю рукавичку.        Чудодейственным образом, отчётливо, как наяву, я увидел плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу…        Его жалобное: «Миня эн тыйе! Миня эн тыйе! Миня эн тыйе!», — оглушило меня.   Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вине, подал Иуде, только «после сего куска и вошел в Иуду сатана». На профессиональном милицейском жаргоне это называется «подстава».        Юрка, Юрка… твоя судьба для меня — укор… И чувство вины растет.        Что-то провернулось в моей душе. Заныло.        Но заглушать эту боль я почему-то не хочу… Карелия, с.Вешкелица   2006 г.

Часть 14.

«…» Если бы не этот звонок, я бы, наверное, так и не вспомнил про синюю рукавичку.       Чудодейственным образом, отчётливо, как наяву, я увидел плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу…       Его жалобное: «Миня эн тыйе! Миня эн тыйе! Миня эн тыйе!», — оглушило меня.  Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вине, подал Иуде, только «после сего куска и вошел в Иуду сатана». На профессиональном милицейском жаргоне это называется «подстава».       Юрка, Юрка… твоя судьба для меня — укор… И чувство вины растет.       Что-то провернулось в моей душе. Заныло.       Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…

  • Карелия, с.Вешкелица  2006 г.
Почему Юрка Гуров предпочел уйти из жизни? Что провернулось в душе рассказчика? В чем заставил раскаяться своего одноклассника Юрка?

Почему Юрка Гуров предпочел уйти из жизни?

Что провернулось в душе рассказчика?

В чем заставил раскаяться своего одноклассника Юрка?

… На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Евангелие от Луки

На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Евангелие от Луки

Кто виноват в судьбе Юрки Гурова?

Кто виноват в судьбе Юрки Гурова?

Нашёлся ли ответ на вопрос, который вы лично для себя определили в начале урока?   Появились ли новые вопросы?   Есть ли предложение вынести какой-либо вопрос на обсуждение на следующем уроке?

Нашёлся ли ответ на вопрос, который вы лично для себя определили в начале урока? Появились ли новые вопросы? Есть ли предложение вынести какой-либо вопрос на обсуждение на следующем уроке?