СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу Ю.И.Ермолаева "Проговорился".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу Ю.И.Ермолаева "Проговорился".»















20 марта 2017






Тема урока: Ю.И.Ермолаев «Проговорился».


Цели урока:

1) Предметные результаты:

-учить детей раскрывать авторский замысел, тему и идею произведения;

- быстро находить в тексте доказательство своей мысли.

2) Метапредметные:

а) регулятивные УУД:

-формулировать учебную задачу урока; рефлексировать по поводу по поводу успехов или неуспехов на уроке.

б) познавательные УУД:

- анализировать текст ( под руководством учителя); выделять основную мысль произведения.

в) коммуникативные УУД:

-участвовать в дискуссии; выражать свободно свое мнение; проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.

3) Личностные результаты:

-проявлять желание читать произведения Ю.Ермолаева, усвоить главный урок, извлеченный из рассказа;

-обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

-формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;

-работать над осознанием ответственности за общее дело;

-прививать любовь к чтению;

-воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.


Оборудование: выставка книг и портрет Ю. Ермолаева. Карточки.



Ход урока:


Организация класса.


Учитель: Я хочу начать наш урок с древнекитайской мудрости, которая гласит: «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный» (Слайд с эпиграфом). Вы можете пройтись по всем трём, но я вам рекомендую обратить особое внимание на третий, так как размышление – это то, без чего не обходится ни один урок литературы. Итак, на уроках литературы мы размышляем… О чём? Какие темы часто затрагиваются писателями в своём творчестве? (ответы детей).


Самоопределение:


- Посмотрите на иллюстрацию (Слайд). Как вы думаете, что здесь происходит?

Как называют таких людей, которые объясняют другим, как надо поступать, вести себя в разных ситуациях? Посмотрите на страницы учебника.

- О каком произведении мы будем говорить сегодня?


Слово учителя о писателе. (Слайды).


Словарная работа:


- Что означает слово «проговорился», как вы понимаете его значение?

- Нечаянно сказать то, чего не следовало говорить.


Целеопределение:

- Какие цели мы ставим на уроках литературы?

- Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего сегодняшнего урока.


Ответы детей:

  • Пересказываем сюжет.

  • Определяем тему, идею произведения.

  • Определяем жанр.

  • Находим резонёра.

  • Раскрываем образы персонажей.

  • Находим художественно-изобразительные средства.

(Карточки с лит.терминами вывешиваются на доске и по мере раскрытия каждого понятия снимаются).

Физкультминутка «Весёлые зверушки!»


Учитель: Сегодняшний урок не будет исключением. Давайте пройдёмся по всем этим ступенькам.


- Вы, наверное, заметили, что я говорю «произведение», но не называю жанр.

Работа группе:

-Посовещайтесь и определите жанр и докажите его принадлежность именно к этому жанру.

Работа с классом (фронтальный опрос).

-А мы перескажем сюжет произведения, чтобы гости нашего урока поняли, о чём говорится в произведении. Сначала скажите, а что такое СЮЖЕТ?

-Теперь сформулируем тему. Что такое ТЕМА?

-Что такое ЖАНР? (отвечают дети). Что за жанр рассказ, его признаки?

-Перечислите персонажей рассказа. На какие группы делятся ПЕРСОНАЖИ? (главные, второстепенные и внесюжетные; положительные и отрицательные).

-Как раскрывается ОБРАЗ? (поступки, внешность, речь, «говорящая фамилия» иногда, авторское отношение, отношение других героев).

Первичная проверка понимания. Анализ содержания произведения.

- О чем проговорился попугай?

- Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем?

- Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

- Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

- Чему Ирочка учила своего питомца. Прочитайте.

- Как Ирочка общалась с бабушкой?

- Как это надо прочитать?

- Найдите и прочитайте, какая была погода?

- Как вы понимаете выражение "предчувствуя восторженные похвалы"

- Как девочка общалась с попугаем в классе? Как это прочитать?

- Как вел себя попугай?

Передайте это поведение интонацией при чтении.

- Поменялось ли настроение Ирочки?

- Найдите в тексте, как менялось настроение Ирочки.

Попробуйте передать это настроение при чтении интонацией голоса.


Можно ли соотнести поговорки с содержанием рассказа? Докажите.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Правда, что шило в мешке - не утаишь.

-Итак, главный герой – Ирочка. Что вы можете о ней сказать? Нравится ли вам Ирочка? Какой она персонаж. Докажите.

(ответы детей).

-Какие эпитеты можно использовать для характеристики девочки? Что такое ЭПИТЕТ?

-Выберите подходящее определение: Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.


Работа двум группам: Составить синквейны на темы «Ирочка» и «Попугай».


Чтение по ролям

- Вспомните всех героев произведения. Дайте характеристику каждому герою. С какой интонацией надо читать, чтобы передать характер, чувства и настроение героев. Работаем в группах. Вам нужно выбрать самых лучших чтецов для чтения для всего класса.


-Послушаем синквейны.


Обсуждение.

-читали без ошибок/ с ошибками;

-читали внятно и разборчиво/ невнятно, неразборчиво;

-соблюдали темп чтения рассказа/ не соблюдали темп;

-Как вы оцениваете чтение ребят? На что еще надо обратить внимание каждого читающего?

-Раскрыли тему в синквейнах, удачно подобрали определения или нет.


Идея рассказа:

- Итак, в чём же заключается идея рассказа?

- Что такое ИДЕЯ?

- Что же хотел сказать Ермолаев своим рассказом? (ответы детей)

- Какой приём использует автор в своём рассказе? Что такое ИРОНИЯ?


Выставление оценок. Рефлексия. Самооценка.

Выполнена учебная задача? - Оцените свою работу при помощи смайликов.

- Что было легко? Какие затруднения испытывали, над чем еще надо поработать?

Шкала оценивания.

«+», участвовал в работе – 1 балл,

«0», не участвовал в работе – 0 баллов,

«-», мешал работе – минус 1 балл.


Домашнее задание:

-Подготовить выразительное чтение рассказа Ермолаева «Воспитатели».