Тема урока: М.А.Шолохов «Судьба человека».
Цели
1. Познавательная:
• Дать представление о личности М.А. Шолохова и познакомить с его произведением «Судьба человека».
• показать значение героя рассказа «Судьба человека»
• вырабатывать навык анализа художественного произведения.
2. Развивающая:
• развитие умения мыслить;
• обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи.
• развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения
3.Воспитывающая
• формировать систему нравственных ценностей;
• воспитывать патриотизм на примере рассказа «Судьба человека»
Оборудование
1. Раздаточный материал. Тесты
2. Наглядный материал. Фотографии
3. Презентация
Подготовка к уроку
1. Домашнее задание для класса. Чтение рассказа
2. Индивидуальные задания
• Сообщение о жизни Шолохова
• Сообщение по истории создания
Ход урока.
I. Организационный момент.
Эпиграф: Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать.
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
К.Симонов
II. Вступительное слово учителя.
Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.
Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины.
Война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы.
На фронт отправились свыше 2000 писателей и поэтов. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.
Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.
Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Мусса Джалиль, молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров «Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы».
И поэтому кто вернулся с фронта, в своих произведениях отразили всю боль, все испытания которые пережили в эти годы. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей.
О Шолохове и его книгах написаны десятки монографий, сотни, тысячи статей во всем мире. Уже в начале 1930 – х годов был впервые экранизирован роман «Тихий Дон». На сценах оперных и драматических театров появились в качестве действующих лиц Григорий Мелехов и Аксинья, Давыдов, Щукарь и др., активно действовала разнохарактерная казачья масса; артисты, игравшие эти роли, сразу становились знаменитыми, получали звания, ордена, славу.
Шолохов – лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, в Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из главных улиц станицы была названа Шолоховской. В Москве также есть улица его имени. Он был обласкан всеми властителями советского времени – Сталиным, Хрущёвым, Брежневым… Открыт Музей-заповедник в Вешенской, насчитывающий уже более 50 тысяч единиц хранения, среди них бесценные автографы самого Шолохова, письма его друзей, товарищей, читательские письма; поддерживаются в надлежащем состоянии дом на хуторе Кружилине, где он родился и провёл первые годы своей жизни, школа в станице Каргинской, где он учился.
И сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством величайшего мастера XX века М.А.Шолохова. С его произведением «Судьба человека».
III. Знакомство с жизнью и творчеством. Презентация.
1.Чтение сообщения о жизненном и творческом пути М.А.Шолохова.
Учащиеся записывают в тетради хронологическую таблицу.
2. История создания рассказа. (работа с учебником)
Работа над названием рассказа.
Обратите внимание на название рассказа «Судьба человека».
Как вы понимаете слово «судьба»?
Толкование слова «Судьба» в толковых словарях Ожегова, В. Даля.
(В этимологическом словаре дано такое толкование данного слова «Суд божий».)
IV. Анализ произведения.
Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? (рассказ в рассказе)
- Какова основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять? в небольшом рассказе прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьёй, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшей, ставшим герою сыном. (душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности).
-Как проявляет себя герой во всех испытаниях? (силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нём заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость )
- Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повёл себя сам герой?
В этом эпизоде автор раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Он показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.
- В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.
-Какую роль играет встреча с Ванюшей в судьбе Соколова? Неожиданная встреча с ребёнком, случайным «осколком войны» возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчика.
-Как выражена в рассказе авторская позиция?
-Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает? (Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, её основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова, защищает смысл и правду самого человеческого существования.)
Какие черты характера нашего героя помогли ему пережить все испытания, которые выпали на его судьбу?
Черты русского характера:
*скромность
*терпение
*патриотизм
*душевная щедрость
*стойкость, мужество.
*человечность, сердечность
*чувство ответственности
*коллективизм, чувство коллективной спайки.
*гордость
*чувство человеческого достоинства
Благодаря этим качествам, которыми обладал каждый, кто участвовал в этой войне, Советский Союз победил.
V. Проверочная работа.
Тест по повести М.А.Шолохова «Судьба человека»
вариант 1.
1.Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» написан:
- в 1937г, - в 1947г., - 1957г.
2. Каким композиционным приёмом пользуется М.А.Шолохов в рассказе «Судьба человека»:
- последовательность событий
- рассказ в рассказе
- зеркальная композиция
3.Герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»:
- «простой советский человек»
- видный военачальник
- крестьянин, оказавшийся на фронте
4. Что сделал герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека», с хлебом, полученным от фашистов :
- отказался от него
- съел, поделившись с другом
разделил поровну на всех заключенных в бараке?
5 Кто из героев рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» говорил: «И я из последних сил, но пошёл… »
- взводный
- Соколов
- Крыжнёв
Тест Творчество М.А.Шолохова.
вариант 2.
1.Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» посвящён событиям:
- Первой мировой войны
-Гражданской войны
-Великой Отечественной войны
2. Основной приём построения рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»:
- симметрия
- антитеза
- нейтральное повествование
3. Имя героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»:
- Андрей Орлов
-Алексей Соколов
-Андрей Соколов
4. Как поступил герой рассказа «Судьба человека», встретив мальчика – сироту Ванюшу:
- отдал его в детский дом
- усыновил
- нашёл его мать
5. Кто из героев рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» «и в плену, и в потёмках своё великое дело делал»:
- доктор
-взводный
- солдат-христианин
VI. Итог урока
Шолохов первый написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.
Как бы не сложилась ваша жизнь, куда бы, говоря словами Пушкина, вас «не бросила судьбина», не забывайте о чтении, о тех великих нравственных и художественных богатствах, которые заключены в русской литературе.
Оценивание.
Домашнее задание:
Спасибо за урок.