«Мечты сбываются?!.. Что нужно человеку для счастья?» (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)
УМК: “Литература. Начальный курс.7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений” . Автор-составитель Г.И.Беленький.
Технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: древо предсказаний, синквейн, кластер, письмо
Тип урока: Знакомство с новыми знаниями.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, текст Р. Брэдбери “ Каникулы”
Цель урока: провести идейно-художественный анализ рассказа американского писателя Рея Брэдбери “Каникулы”.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с творчеством Р. Брэдбери на примере рассказа “ Каникулы”.
Формировать отношение к фантастической литературе, как к литературе, отражающей явления реальной жизни.
Формировать навыки индивидуальной работы, самостоятельности мышления в условиях нетрадиционной ситуации.
Развивающие:
Развивать речь обучающихся, способствовать умению аргументировано излагать свои мысли., обобщать, делать выводы.
Развивать познавательный интерес к изучению творчества писателя.
Воспитательные :
Способствовать духовно- нравственному развитию учащихся.
Воспитывать ответственность за свои поступки.
Ход урока
1. Организация класса.
Вступительное слово учителя. (слайд № 1)
Дорогие ребята, сегодня нам предстоить познакомиться с рассказом замечательного американского писателя Рея Брэдбери “ Каникулы”. Эпиграфом к уроку я взяла слова знаменитого писателя А. де Сент-Экзюпери: “Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения”. (слайд № 2) .
К нему мы вернемся в конце урока.
Для начала скажем несколько слов о Р.Брэдбери.
- Что вы узнали о писателе из статьи, прочитанной дома в учебнике?
3. Изучение нового материала.
Стадия вызова.
1. Работа со словом каникулы.
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово каникулы?
Давайте оформим все ваши высказывания как кластер. (слайд № 5) В центре запишем словосочетание “ отличные каникулы”. Кружочки в схеме мы разделим на две части. В верхней части запишите свои слова, обозначающие наши ассоциации, связанные с этим словом. Один кружок оставим пустым, его мы заполним позднее.
2. Работа с названием.
- Рассказ Рея Брэдбери тоже называется “Каникулы”. Как вы думаете, о чем пойдет в нем речь? Сделайте свои предположения.
Учащиеся высказывают предположения, о чем может идти речь в рассказе.
Стадия осмысления.
Чтение с остановками.
- Мы будем читать текст особенным образом, с остановками.
1 отрывок.
«День был свежий - свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву…. Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.»
1 остановка. Работа с 1 отрывком. (слайд № 6)
- Рассказ открывается картиной пейзажа. В чем его необычность?
- Описывая пейзаж, автор употребляет слово ПАРОДОКС. (по гиперссылке на слайде можно посмотреть значение слова) (слайд № 7, скрытый) Почему? В чем проявляется пародоксальность?
- Какое ключевое слово используется по отношению к пространству? (пустынно)
- Неожиданно тишину нарушает появление людей. Кто они? Предположите, как они здесь оказались?
- Опишите взгляд этих людей? О чем он говорит?
- Предположите, что будет дальше.
Чтение 2 отрывка.
«- Море красивое, правда? - сказала женщина….
- Плохо помню. А когда нарочно стараюсь припомнить, и вовсе забываю. - Мальчик просеял между пальцами горсть песка. - Людей было столько, сколько песка тут на пляже? А что с ними случилось?
- Не знаю, - ответил мужчина, и это была правда.»
2 остановка. Работа с 2 отрывком. (слайд № 8 )
- Почему мужчина так официально одет? Он все время в каком-то напряжении, как вы это разъясните?
- Мы можем выдвинуть гипотезы, что произошло с остальными людьми? Запишите кратко несколько версий. Позже проверим их. Мои предположения ( например) Верно / наверно
Людей похитили инопланетяне.
Семья прилетела с другой планеты, на Земле никого уже не было
Произошла какая-то катастрофа
Все умерли от болезни
- Предположите, что произойдет дальше?
Чтение 3 отрывка
«В одно прекрасное утро они проснулись и мир был пуст. …
…. Наконец она сказала:
- А нам не будет одиноко?»
3 остановка. Работа с 3 отрывком. (слайд № 10)
- Теперь мы знаем, почему герои остались одни на всей планете.
- Какое предположение оказалось верным? Если у вас не было верного, то допишите его.
- Почему с такой легкостью мужчина и женщина готовы расстаться со всем?
-Можно ли назвать желание мужчины эгоистичным? (Да, ведь он мечтает об исчезновении всего рода человеческого, но делает исключение для своей семьи)
- Как герои рисуют себе эту мечту, эти самые длинные каникулы на Земле?
- В нашем кластере можете ставить знаки “+” там, где признаки ваших счастливых каникул совпадают с рассказом, и “-” там, где – не совпадают.
- Возникло ли сомнение у героев, будут ли они счастливы?
- Предположите, что произошло с героями дальше?
Чтение 4 отрывка
«Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли…
….. Когда-нибудь, честное слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут - находка..».
4 остановка. Работа с 4 отрывком. (слайд № 11 )
- Итак, мечта героев сбылась. Когда мечта сбывается, человек счастлив. Какие положительные моменты “отличных каникул” вы выделили?
- Как вы думаете, действительно ли эти каникулы принесут счастье героям?
В пустой круг впишите слово счастье. Если считаете, что они будут счастливы , тот поставьте “+”, если нет, то “ - ”. (слайд 12)
Чтение 5 отрывка.
«Он смолк. Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу….
… Он написал наше желание? - думала женщина. Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?»
5 остановка. Работа с 5 отрывком. (слайд № 14 )
- Почему отец плакал? (Он сожалеет, он понимает, что был не прав)
– Как наказан эгоизм мужа и жены?
- Почему мальчик зол на родителей? Чем вызвана эта истерика?
(Они обречены на одиночество. Герои пытаются казаться счастливыми, хотя бы перед своим сыном. Мечтая избавится от людей, шума, гама, они не думали о том, что обрекают себя и своего сына на одиночество, что лишают себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные каникулы.)
- О чем теперь мечтают герои? Что мог написать мальчик в письме, вложенном в бутылку?
- Предположите, что произойдет дальше?
4. Итоги урока
- У этих людей было все. Сбылась их главная мечта, но счастливыми они не стали. Что же им не хватало? (друзей, общения)
(слайд № 15) Обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам А. де Сент-Экзюпери: “Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения”.
- Согласны ли с этими словами? Запишите их.
5. Рефлексия. ( слайд № 16 )
- Составим синквейн к слову каникулы.
Заслушиваем несколько ответов.
6. Домашнее задание на выбор (слайд № 17) :
1. Напишите письмо, которое вложил мальчик в бутылку.
Или
2. Напишите концовку рассказа.