СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети учатся составлять связный рассказ о речных рыбах. Учитель предлагает интересные разнообразные задания. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи 4 класс»



МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности 4 класс

Учитель: Кобелева Валентина Анатольевна

Тема: «Речные рыбы»

Цель: Составление связного рассказа.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать знания учащихся. Формировать умение составлять рассказ, последовательно описывать события.

Развивающие: Развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.

Воспитательные: Воспитывать мотивацию к учению, экологическую грамотность.

Оборудование: Конверты с разрезными картинками, схемы – опоры, карточки с этапами размножения рыб, текст, карточки со словарными словами, карточки с предложениями, презентация.

Предварительная работа: Чтение книг о рыбах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Загадка.

По земле не ходит,

Рот есть, да не говорит.

Глаза есть, да не мигает.

Крылья есть да не летает.

Кто это?

Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд 1: картинка рыба выныривает)



  1. Артикуляционная гимнастика.

Проведём гимнастику для язычка.

Наш язычок пошёл гулять.

Вправо – влево посмотрел.

Солнце светит.

Река блестит.

Рыбки плавают, ныряют

В чистой светленькой воде.

То совьются, разовьются,

То зароются в песке.

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.



  1. Актуализация знаний.

- Ребята, где живёт рыба?

Как называется рыба, живущая в реке? (речная)



  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о речных рыбах.

(Слайд 2 записана тема урока)

Тема урока: «Речные рыбы».

(Слайд 3: записана цель урока)

Цель урока: Составление связного рассказа о речных рыбах.

Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?



  1. Работа по теме урока.

- Ребята, с чего мы начнём рассказ? Показываю карточку с вопросом.

Кто это? Рассказ мы начнём с предложения:

Это рыба.

Где она живёт?

Она живёт в реке.

- Ребята, назовите, каких речных рыб вы знаете?

Кто из вас ходит на рыбалку, поднимите руку.

Какие рыбы попадались вам на крючок?

Сейчас я посмотрю, знаете ли вы названия рыб?

  1. Упражнение «Осколочные картинки».

Нужно собрать картинку, и назвать, какая рыба на ней изображена?

Молодцы! Хорошо знаете речных рыб.

Кто составит следующее предложение?

В реке водятся щуки, лещи, судаки…

(Слайд 4: картинка «Речные рыбы».)

  1. Части тела рыбы.

(Слайд 5: рыба - части тела.)

Ребята, кто назовёт основные части тела рыбы?

(голова, туловище, хвост, плавники)

Составьте, пожалуйста, предложение.

У рыбы есть голова, туловище, хвост, плавники.

Что находится у неё на голове?

(У неё на голове находится рот, глаза, жабры).

Для чего рыбе жабры?

(Жабрами рыба дышит).

А для чего нужны ей плавники?

(С помощью плавников она плавает).

Чем покрыто тело рыбы?

Тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя – это защитный слой у рыбы.

Ребята, а знаете, как можно определить возраст рыбы?

Хотите узнать?

Тело рыбы покрыто чешуей, которая состоит из отдельных чешуек. На чешуйках есть годовые кольца, как на древесных стволах. Сколько на чешуйке колец, столько рыбе и лет. Когда на рыбалке поймаете рыбку, посмотрите для интереса, сколько ей лет.

  1. Питание рыб.

Ребята, кто скажет, чем питаются рыбы?

Рыбы питаются водными растениями, насекомыми.

Некоторые рыбы поедают других рыб.

Это рыбы хищники.

Каких хищных рыб вы знаете? Назовите.

(щука, судак, сом, окунь).

(Слайд 6: хищные рыбы.)



  1. Физкультминутка

(Слайд 7: картинка рыбки.)

Рыбке весело играть (показ туловищем и руками, как плавают рыбки).

Мы хотим её поймать (хлопок руками).

Рыбка спинку изогнула (изгиб туловища, показ как плавает).

Рыбка хвостиком вильнула (вильнуть туловищем).

Рыбка быстро уплыла.

Упражнение «Эмоции»

Плывёт» весёлый» карась (уголки рта подняты вверх, глазки улыбаются, брови приподняты)

Появилась «злая щука (рот большой, уголки опущены вниз, брови «палочкой»).

Испугался карась и быстро поплыл (рот овальной формы, брови подняты высоко вверх, резко закрыть рот).

Грустной осталась щука, что не догнала карася (уголки рта опущены вниз, рот маленький, брови» домиком»).

А карась радуется, что не попал в острые зубы щуки (уголки рта подняты вверх, глазки улыбаются, брови приподняты).



  1. Работа по теме урока.

  1. Этапы развития рыбы.

Ребята, что происходит у рыб весной? (вымётывают икру).

А зачем они её вымётывают? (чтобы размножаться). Как называется процесс метания рыбами икры? (нерест)

Давайте составим предложение.

Весной рыбы вымётывают икру и размножаются.

Работа в группах: определить этапы развития рыбы по порядку.

(составить цепочку). Кто готов отвечать?

А как думает 2 группа. Давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили задание?

(Слайд 8: этапы развития рыбы.)

Посмотрите на слайд и назовите этапы развития рыбы по порядку.

(икра - зародыш - личинка- малёк - рыба).

Кто может нанести вред рыбе? (браконьеры, грязная вода…)

(Слайд 9: запрещено: бредни, остроги, сети)

(Слайд 10: картинка щуки в чистой воде)

Неправда ли красиво!? Стоит ли губить такую красоту загрязнением водоёмов и браконьерством?

Рыбак с удочкой может нанести вред?

(Слайд 11: Не вылавливать рыбы больше 5 килограммов в сутки. Эта норма установлена для сохранения численности рыбы в водоёмах.)

  1. Польза рыбы.

Ребята, какую пользу приносит рыба?

Кто рыбой питается?

Рыбой питаются птицы, животные, люди.

(Слайд 12: картинки: чайка с рыбой, медведь с рыбой, человек с рыбой)

Что можно приготовить из рыбы?

Из рыбы можно приготовить суп – уху, котлеты, потушить, пожарить, засолить.

(Слайд 13: картинки с готовыми блюдами)

Ребята, как вы думаете, полезна ли рыба для здоровья человека?

Чем она полезна?

В рыбе содержится белок, кальций, рыбий жир, йод и различные витамины. Если организму не будет хватать белка и кальция, вы будете вялыми, часто будете болеть, не будите расти.

Давайте составим предложение о пользе рыбы для здоровья человека.

Рыба полезна для здоровья человека.

Ребята, мы с вами составили интересный рассказ о речных рыбах.

Посмотрите внимательно на схемы – опоры и запомните, как они расположены.



  1. Минутка отдыха.

А сейчас давайте немного отдохнём. Закройте глаза и подышите, как дышат рыбы, вдох носом, выдох ртом (5 раз ).

(Поменять 2 схемы местами и убрать часть текста).

Откройте глаза и посмотрите, что вы заметили?

Расставьте схемы по порядку, как были.

Подберите к каждой схеме предложение.



  1. Чтение рассказа

Давайте ещё раз прочитаем рассказ.



  1. Самостоятельное рассказывание.

(Слайд 14: картинка рыбы.)

Ребята, кто расскажет про речных рыб? (2 – 3 чел.)

Молодцы! Интересный получился рассказ.



  1. Домашнее задание.

Нарисовать запрещающие знаки.



  1. Итог урока.

(Слайд 15: картинка –мальчик задумчивый и надпись «Что нового и интересного я узнал сегодня на уроке? )

Ребята, вспомните, какие задачи вы ставили в начале урока? Что хотели узнать? Что нового узнали?

Вы хорошо поработали на уроке. Справились со всеми заданиями. Молодцы!

Оценки…

Спасибо за урок.