Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
с. Ванновского
Открытое занятие по развитию речи
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Воспитатель Веренева Н. И.
2014-2015 учебный год
Чтобы радость людям дарить,
Надо добрым и вежливым быть.
Весь класс делится на группы по 3-5 человек. По желанию. Выбираются капитаны.
Вместе с учителями составляется план будущего мероприятия:
Сбор пословиц и высказываний о добре, вежливости, милосердии.
Вспомнить примеры из жизни по смыслу одной из пословиц.
Подбор песен и частушек по теме.
Чтение наизусть стихотворения, рассказа.
Инсценировка.
Распределение заданий в каждой группе между учениками:
оформление класса.
б) работа с родителями.
в) сбор и обработка материала.
Группы готовятся самостоятельно и демонстрируется в виде выступлений.
Доброта – стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Хорошими манерами обладает тот,
Кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может вырастил деревце
На Земле Кулунды?
Может строишь ракету?
Гидростанцию?
Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Много славных дел ждет нас, но прежде всего, мы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
Исполняется песня «Улыбка».
Несколько учащихся читают стихотворение С. Я. Маршака «Песенка о вежливости».
Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение (исполняется стихотворение Н. Юсупова «Простите»).
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
Исполняются частушки.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
Говорит лентяйке мать,
«Убери свою кровать».
«Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала».
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Вова очень умный парень.
Может все он мастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Далее разыгрывается сценка. (Появляются Буратино с Мальвиной.)
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. Что это ты сегодня невеселый? Может быть, задание не выполнил?
Буратино. Плохо я справился с заданием.
Мальвина. Почему?
Буратино. (Злобно выкрикивая). Потому что не умею себя сдерживать.
Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино. Что значит, каким тоном? Обыкновенным.
Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон? Я заметила, что, к сожалению, ты разговариваешь таким тоном и с папой Карло.
Буратино. Не было этого, не было…
Мальвина. А когда ты капризничаешь и кричишь: «Хочу мороженного, хочу в школу.» это тоже ты неправильно ведешь себя. Плохо он поступает ребята? Нужно всегда думать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ты ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино. А я не один так разговариваю! Я учусь у некоторых ребят. Многие похожи на меня. Некоторые даже нецензурно бранятся… из-за мелочей называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. Смеются над неудачами товарищей! А давайте не будем спорить. Давайте станем добрее!
Мальвина. Да недаром в народе говорится: «Слово лечит, слово и ранит».
Запомните это!
Задачи для присутствующих.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» мальчик допустил 4 ошибки. Ответьте, какие это ошибки? (Он не должен был кричать, спросить спокойно: «Скажите, пожалуйста, который час. После ответа сказать «спасибо».)
2. Одна девочка жалуется маме.
Права ли Таня?
Чтение рассказа «На катке» В. Осеевой, ребята обсуждают поведение героев.
Исполнятся песня «Доброта».
1. Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от роста.
Доброта – не пряник, ни конфета.
Припев: Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы добрей.
2.Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
3. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
4. Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
В каждом из нас есть маленькое солнце.
Это солнце – доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им.
Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Исполняется стихотворение Л. Николенко «Доброта».
В доме добрыми делами занята́
Тихо бродит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – я, это – ты, это – мама!
Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько ли тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь.
А вот некоторые из нас порой обижают своих мам. Вот случай.от некоторые из нас порой обижают своих мам. а искать ея. ка, ее взгляд. т друг другу. ь краснеть ни нам, ни родителям нашим, н
Ваня сказал маме, что пойдет к другу Вити и в 5 часов вернется. Но по дороге он встретил Юру и тот его пригласил посмотреть видик. Прождав сына до 9 часов вечера, мама вся в слезах пошла его искать по всем друзьям. А он в это время смотрел видик.
Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям потому, что бываем невнимательны к ним. Никогда не забывайте о том, что ты пообещал.
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Мир! Мир! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… («Спасибо»).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь… («Добрый день!»)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь …. («Здравствуйте»).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … («Извините, пожалуйста»).
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят … («До свидания»).
Конкурс «Вежливых слов».
Здравствуйте, спасибо, до свидания, благодарю, извините.
«Вежливые поступки».
Вопрос. Откуда пришел обычай снимать шапку, когда входишь в дом.
Ответ. Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена прошли, но обычай снимать шапку остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел. Это приятно хозяевам.
Вопрос. Откуда пришел к нам обычай здороваясь, снимать перчатки?
Ответ. С тех рыцарских времен идет обычай здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится доброжелательно. И сейчас вы снимаете перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.
Вопрос. Когда в России впервые появилась книга о том, как молодым надо вести себя за столом? Как она называлась?
Ответ. Более 200 лет назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек. Называлась она «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению» составлена она была Российской Академией Наук.
Вопрос. Что в ней было написано?
Ответ. Правила поведения за столом.
Вопрос. Какие советы ты можешь дать, идущему в гости?
Ответ. Перед тем, как войти, вытри ноги, чтоб не наследить. Если дождь – стряхни шапку еще в коридоре. Не входи, не постучавшись. Здоровайся сразу со всеми.
Сценка «Урок вежливости».
Объявился в доме вдруг очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже, он кричал: «Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости – поучиться вежливости.
Я и сам, - кричал индюк – Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример замечательных манер.
Даже когда спит она, видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, осел, заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо».
Ты не будь свиньей, свинья, ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло.
Как ни бился он, однако, к индюку никто не шел –
Ни корова, ни собака, ни Хавронья, ни осел.
Посинел индюк от злости: «Не идет, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!» и добавил с высоты своего величия:
«Не усвоили, скоты, правила приличия!»
Клянемся рыцарями быть!
И лень и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Используемые источники
Толковый словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро. — М.: 1956.
Бачева Е.В. Уроки семейной любви. [б.и.], Пермь, 2005
Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Классные часы по этическому воспитанию 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007
Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010