СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи "Комнатные цветы - алоэ". в 4 с/к классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию речи на тему "Комнатные цветы - алоэ" для учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи "Комнатные цветы - алоэ". в 4 с/к классе»

Развитие речи. «Комнатные растения – алоэ»



Задачи: 

познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений и алоэ, которые находятся в классной комнате;

обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Оборудование: комнатные растения, компьютер, презентация, памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры. (К.Жане)

Сказка.

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

Упражнение: соберите картинку. Что у вас получилось?

Слайд

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

IV. Знакомство с комнатными растениями.

1.Вводная беседа.

- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения)

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?

На доске:

- В конце урока мы должны будем дополнить эту схему.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми комнатными растениями.

1) О бальзамине. Слайд 3

Хрустит за окошком морозный денёк.
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки. 
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Е.Благинина

Бальзамин называют “огонёк” за яркие красные и малиновые цветки. А ещё, в народе, он получил шутливо-ласковое название “Ванька-мокрый” за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина - тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.

Фиалка

Слайд 4

Я расскажу о замечательном растении — фиалке. Листочки у фиалки темно-зеленые и покрыты ворсинками. Цветы у фиалки бывают самые разные: белые, голубые, розовые, фиолетовые и даже светло-зеленые. У растения есть листья, стебель, корень, цветы.

Это тенелюбивое растение, его необходимо часто поливать, рыхлить почву в цветочном горшке. У нас дома много разных комнатных растений: сингония, юкка, драцена, пальма и несколько кактусов.

Слайд 5

2) Об алоэ.

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:
Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.
Б. Заходер

Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной и 15 см. толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Алоэ имеет несколько видов.

Слайд 6. Алоэ древовидное

У него развитый ствол, листья толстые серовато-зелёного цвета, имеют заострённую мечевидную форму и острые зубцы. В комнате может вырастать до 1 метра в высоту.

Назовем вместе этот вид алоэ. Алоэ древовидное.

Слайд 7.

Алоэ Пестрое или тигровое.

Этот вид отличается рисунком в виде белых поперечных штрихов на тёмно-зелёных листьях. Это некрупный вид алоэ, с коротким стеблем. Его заострённые листья собраны в розетку и закручены по спирали.

Назовем вместе этот вид алоэ. Алоэ пестрое или тигровое.

Слайд 8.

Алоэ вера.

  • Это кустовой вид также с коротким стеблем. Листья у него мясистые длинные с зубчиками. Направлены вверх.

  • Назовем вместе этот вид алоэ. Алоэ вера.



3.Рассказ учителя о комнатных растениях, которые находятся в классной комнате, сопровождающийся показом этих растений.

- Сколько комнатных растений у нас в классе? Сосчитайте. (4). Какого цвета листья? (Зеленые)

V. Физкультминутка

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками)

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)

А потом опять встают
И по-прежнему цветут.



VI. Закрепление названий комнатных растений.

1. “Угадай, кто я?” - Угадать это растение.

- Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. 
( Алоэ)

Слайд 9.

Уход за алоэ.

Алоэ – растение, нетребовательное к температуре содержания. Зимой может находиться и в прохладном помещении, и в условиях обычной жилой комнаты.

Слайд 10.

Освещение.

Алоэ – светолюбивое растение. При уходе за алоэ нужно помнить, что свет важен для него. При недостатке света растение некрасиво вытягивается, листья утоньшаются и бледнеют. Алоэ, в отличие от многих других растений, выносит прямые солнечные лучи. Летом алоэ хорошо себя чувствует на свежем воздухе.

Слайд 11. Полив.

  • Поливают алоэ очень умеренно. Грунт перед поливом должен полностью просохнуть. На практике это 1-2 раза в неделю. Излишняя влажность грунта может привести к загниванию корней. Кроме того, поливать надо аккуратно, вода не должна попадать в розетку. В опрыскивании алоэ не нуждается.

Слайд 12.

Лекарственные свойства

Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, легких, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Составление рассказа по схеме.

Объяснение последовательности пересказа.

  1. Составление плана РАССКАЗА НА ТЕМУ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»:

  • Знак вопроса. (Название растения.)

  • Цвет. (Какого оно цвета?)

  • Части. (Назови его части.)

  • Солнце, лейка. (Необходимость света и воды.)

  • Горшок, лопатка. (Необходимость рыхления почвы.)

  • Дом. (Какие растения есть у тебя дома?)





VI. Правила ухода за комнатными растениями.

1.Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.

Памятка на доске.

Правила ухода за комнатными растениями:

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

2.Практическая работа в парах.

- Проделайте эту работу с комнатным растение, стоящим на вашей парте.

VII. Итог урока.

- Для чего же нам нужны комнатные растения? Слайд 13.

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Слайд 14.

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица 
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)