Задачи:
1.Коррекционно-обучающее:
-Познакомить детей со звуком и буквой «Жж»;
-учить детей четко и полно отвечать на вопросы;
-формировать лексико-грамматический строй;
-управлять детей в звуко-буквенном анализе слов;
-автоматизировать звук Ж в слогах, словах, словосочетаниях.
2.Коррекционно-развивающее:
-развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
-развитие логического мышления, внимания;
-развитие тонких движений пальцев рук.
3.Коррекционно-воспитательные:
-формирование положительной установки на урок;
-умение слушать сверстников и учителя;
-воспитание доброжелательных отношений, воспитания, усидчивости.
Оборудование: д-игра, ИКТ-видео, загадки, упражнения, физминутки, касса букв.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1. Дети хором:
Встанем мы тихонечко,
Сразу успокоимся.
На хорошую работу
Мы сейчас настроимся.
Учитель: Я очень рада вас видеть ребята, ваши глазки и лица очень надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
Будем мы читать, трудиться
Ведь заданья нелегки
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Учитель: У нас урок РиАком, мы будем называть звуки, составлять слоги и слова.
2.Актуализация знаний.
-А сейчас, давайте вспомним ребята какую букву мы проходили на прошлом уроке?
(Ответы детей)
-Правильно ребята на прошлом уроке мы проходили букву Вв. Какая это буква? Гласная или согласная?
(Ответы детей)
2. Давайте вспомним на экран и прослушаем стихотворение Бальмонта.
(слайд)
-Не подскажете, как можно назвать это стихотворение?
(Ответы детей).
Правильно это « Снежинка»
3.Беседа о времени года.
-А какое сейчас время года?(Зима).
-Какие признаки?
(Солнце светит, но не греет.
Лежит снег, ручьи, лужи, покрыты льдом.
Деревья стоят от мороза голые. На полях и лугах до весны лежит снег.
4. Снежинки прилетели к нам на урок и сели к нам на доску.
Д-игра «Снежинки».
-На доске 2 домика. В домиках живут буквы, давайте мы их повторим.
Но это не просто буквы, они волшебные, нужно из них составить слоги.
Дети называют все буквы, произносят их и определяют. Читают стихи на пройденные буквы
Составление слогов (ВА,МО,КУ).
3. Физминутка: «Ветер»
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
4.Основная часть.
-А сегодня ребята, мы будем изучать новую букву «Ж»
-Как должны быть губы, зубы, язычок-когда мы произносим звук «Ж»?
Губы округлены, зубы сложены, язычок «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка прижаты к коренными зубам.
-Какой звук «Жж»? -согласный.
(Ответы детей)
-В домике, какого цвета будет жить эта буква?
-Давайте, на несколько минут станем волшебниками и превратим звук «Жж»
2.Хором стихотворение.
Платье звуку надеваем,
Звук мы в букву превращаем.
4.Влетает жук(ребенок)(под жужжание)
-Я жужжу, жужжу свою лужайку не нахожу.
Учитель: Потому что замело все снежинками.
Жук: Не помогает.
Учитель: Даже у вас на партах лежат снежинки.
5.Дыхательная гимнастика.
(На партах ниточки с прикрепленными на них кусочками ваты-это снежинки). Дети дуют на них то сильнее, то слабее.
6. Физминутка «Добрый жук»
7. Помогли жуку и расчистили ему лужайку, но он просит нас составить слоги.ЖА,ЖО,ЖУ,
По одному ученику выходят и составляют слоги, читает один, потом хором.
Жук нам очень благодарен и хочет остаться с вами до конца урока.
8.Логопедическая песенка ЖА,ЖУ,ЖО,
(Артикуляционные упражнения)
ЖА-ЖА-ЖА-прибежали два ежа.
ЖУ-ЖУ-ЖУ- Я на веточке сижу.
ЖО-ЖО-ЖО- пирожок, творожок, снежок.
Давайте еще посмотрим артикуляционные упражнения.
9. Буква «Жж» бывает не только маленькая, у нее есть пара- большая буква Ж.
-Давайте поиграем.
Д-игра «Большая-маленькая» (жук, Жанна, жираф, жучка).
-Если слово нужно писать с большой буквы-тянемся к солнышку, а если маленькая, то приседаем. (Дети встают из-за парт)
Будьте внимательны.
10. Гимнастика для глаз.
-Подготовим наши глазки.
К журавлю жук подлетел Жук на нос хочет сесть,
Зажужжал и запел «Ж-Ж-Ж». Не дадим ему присесть,
Вот он вправо полетел, Жук наш приземлился,
Каждый вправо посмотрел. Зажжужал и закружился «Ж-Ж-Ж».
Вот он влево посмотрел.
11.Работа с учебниками.
Разбор картинок в учебниках.
Называем, что изображено, какой слог в начале, давайте теперь прочитаем слоги.
Индивидуально читают слоги, затем хором, индивидуально.
12.Загадки.
Теплым днем, весною, в мае.
Каждый про меня узнает
Я не муха, не паук,
Я жужжу. Я майский….
13. Составление слова жук.
По одному ученику. Определить с какого звука начинается, где стоит? Составление слова жук у доски.
Звуко-буквенный анализ.
Рассказ о жужелице.
-Жужелица Кавказская-жук, самый крупный вид рода. Длина жука 32-33 мм, редкий вид животных занесен в красную книгу.
-Жужелица кавказская- настоящее украшение(синий или изумрудный)заповедника.
14. Составление предложения.
У жу-ка у-сы.
5. Итог урока.
-С каким новым звуком познакомились?
-Что узнали о нем?
-Покажите ее.
-Вы молодцы. Правильно отвечали на вопросы, хорошо читали. Урок мне очень понравился и жуку тоже.