Актуализация знаний Создание проблемной ситуации. (3 мин.) Формулировка проблемы | Учитель создает условия для появления у детей стимула к исследовательской работе. Опираясь на знания ребят, полученных на предыдущих уроках, учитель проводит беседу и подводит их к главной проблеме урока. 3 сл. Наша страна – Россия – великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Но были времена, когда Россия не имела регулярного морского флота. 4 сл. Какую дату и почему в России считают датой основания регулярного морского флота? 5 сл. Да, в 1696 году, после успешного Азовского похода Боярская Дума утвердила государев указ о создании морского флота. Эскадры, которые разбили турок при Азове, были построены под Воронежем. 6 сл. 30 октября 2016 года Россия отметит День основания Российского Военно-морского флота. Но единого мнения о Дне рождения военного морского флота в России нет. 7 сл. Но ясно одно, это событие связано с именем Петра Первого. 8 сл. А какие города могут претендовать на звание «Колыбель Русского Флота»? Сейчас я вам загадаю загадки об этих городах. С помощью информации на слайдах определите их. 9 сл. Здесь в льняном амбаре Найден бот Петром. Юный царь в ударе, Увлекся кораблем. (Москва, район Измайлово) 10 сл. На озере Плещеевом Петр верфь соорудил. Потешною флотилией Он сам руководил. (Переславль-Залесский) 11 сл. Построен флот Петром был здесь, Что турок покарал. И берег у Азова весь Тот царь «к рукам прибрал». (Воронеж) 12 сл. России город сей оплот Всех красотой пленил. Здесь создан был Балтийский флот, Что шведов победил. (Санкт-Петербург) А вот еще одна загадка. 13 сл. Демонстрирует фрагмент из фильма Ильи Гурина «Россия молодая». 14 сл. Задает вопрос: О каком корабле говорит Петр Первый? Где и когда он был построен? 15 сл. Петр Первый, действительно, впервые вышел в открытое море на яхте «Святой Петр», которая была построена в Архангельске. 16 сл. Можно ли Архангельск, первый порт нашей страны, считать родиной российского кораблестроения? | Отвечают на вопросы учителя. Называют города. Делают краткие выводы о роли городов в создании регулярного русского военного морского флота. Осуществляют просмотр фрагмента фильма. Отвечают на вопросы учителя. | Автором стихов является автор данной статьи Фрагмент взят из 3 серии фильма «Россия молодая» |
Выдвижение гипотезы исследования (1 мин.) | Чтобы ответить на этот проблемный вопрос мы с вами проведем небольшое исследование. Проблема исследования нам известна, выдвигаем гипотезу. Какую гипотезу мы должны доказать, либо опровергнуть? 17 сл. Попробуем доказать, что Архангельск сыграл определяющую роль в создании Российского ВМФ, и его можно считать родиной российского судостроения. | Выдвигают гипотезу. | |
Постановка целей и задач исследования (1 мин.) | Побуждает школьников к самостоятельному определению темы и целей исследования. Определите сами тему урока и его цель. 18 сл. Итак, сегодня мы исследуем тему «Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота». 19 сл. Целью исследования является определения роли города в создании Военно-Морского Флота в России. | Определяют тему урока и цели. | |
Подготовка к проведению исследования (4 мин.) | Для проведения исследования мы разделимся на группу «экспертов» и 2 группы, которые должны создать одну из страниц 20 сл. фотолетописи «Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота». Каждая страница посвящена одному из периодов в истории создания Флота. 1-я группа создает страницу фотолетописи «Архангельск в конце XVII века». 2-я группа создают страницу фотолетописи «Архангельск в первой четверти XVIII века». «Эксперты» составляют вводную статью к фотолетописи, оформляют титульный лист. В каждой группе «редакторы» и их помощники в лице «картографов», «хронографов», «фотохудожников» и «архивариусов» будут определять, какие события из истории Архангельска и каким образом сыграли определяющую роль города в процессе превращения нашей страны в морскую державу. Давайте составим план нашей работы, выберем методы исследования и распределим обязанности в каждой группе. Определим, какие материалы необходимы для работы. Вмести с учениками составляет план, выбирает методы, распределяет обязанности в группах, раздает необходимые материалы. 21 сл. Итак, мы с вами будем работать по следующему плану: 1. Изучение источников. 2. Отбор материалов для фотолетописи. 3. Оформление страницы фотолетописи. 4. Представление результатов работы. 5. Подведение итогов. | Работают над планом, определяют методы, создают группы и распределяют обязанности, составляют список материалов. | Образец фотолетописи в Приложение 1 План на 21 слайде записан до урока, но в него могут вноситься изменения |
Проведение исследования (20 мин) | Направляет работу групп, осуществляет необходимую помощь. Проверяет по истечении времени готовность к представлению результатов. | Работают по плану (1-3 пункты) | Документы в Приложение 2 Интернет-ссылки на фотографии и рисунки в Приложение 1 |
Представление результатов и их обсуждение (10 мин) | Настало время познакомиться с результатами вашей работы. На выступление каждой из 3-х групп дается 2 минуты. Используйте в ходе рассказа карту на слайде презентации (22 сл.) | Представляют и обсуждают результаты, используя страницы летописи и карту 22 сл. | |
Итоги урока. Рефлексия. (5 мин) | Мы провели исследование, представили результаты в виде фотолетописи. Смогли ли мы доказать, что Архангельск является родиной российского кораблестроения. 23. сл. Да, Архангельск сыграл очень важную роль в создании Российского Военно-Морского Флота, его можно считать родиной российского судостроения, он может претендовать на звание «Колыбель Российского Флота». 24 сл. Показывает фрагмент музыкального клипа «Гимн города Архангельска» и читает высказывание К.И. Коничева. | Возвращаются к гипотезе исследования, делают выводы | |