СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме «Особенности литературной сказки. К.Г.Паустовский "Дремучий медведь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для учителей- словесников

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме «Особенности литературной сказки. К.Г.Паустовский "Дремучий медведь"»

Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме

«Особенности литературной сказки. К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные:

- готовность к разнообразной совместной деятельности; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; восприимчивость к традициям русского народа и творчеству русских писателей; повышение уровня экологической культуры .

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД : 

- выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи;

Коммуникативные УУД: 

- излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе;

Регулятивные УУД: 

- определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Предметные результаты:

- выделять проблематику литературной сказки как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа; владеть умением давать смысловой анализ литературного текста, сравнивая его с произведениями фольклора, на основе наводящих вопросов.

Оборудование: учебник О.М.Александровой «Родная русская литература. 5 класс», тетради, мультимедийная презентация, раздаточный материал



Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Начать наш урок мне хочется словами замечательного русского писателя, с творчеством которого вы знакомились на уроках литературного чтения ещё в начальной школе: «Сказка окончена. И хочется с благодарностью ещё раз взглянуть в те сияющие глаза, где она живёт постоянно».

Я вижу ваши сияющие глаза и понимаю, что вы любите и помните сказки, в чём мы и попытаемся сейчас убедиться.


  1. Опрос по домашнему заданию.

Дома вы прочитали мордовскую народную сказку «Лиса и медведь». Чтобы сравнить эту сказку с русской народной сказкой с тем же названием, я предлагаю вам пересказать мордовскую сказку.

Представьте, что вы рассказчики сказок, поэтому при пересказе сохраняйте те особенности речи героев, которые есть в тексте. Внимательно следите за каждым эпизодом сказки, чтобы в любой момент один рассказчик мог сменить другого.


  1. Пересказ сказки обучающимися.

  2. Аналитическая беседа:


- Какие общие черты мы можем назвать, познакомившись с двумя народными сказками?

- Чем отличаются эти сказки?


(обучающиеся по очереди отвечают на вопросы, делают выводы)

  1. Целеполагание.

  1. Работа с эпиграфом к уроку.

Я вновь хочу привлечь ваше внимание к личности Константина Георгиевича Паустовского, портрет которого вы можете рассмотреть на странице 19 учебника.

Этот замечательный писатель создал очень много произведений для детей. Среди них рассказы и повести о природе, сказки. В тяжелое для нашей страны послевоенное время, в 1947 году, он написал сказку «Дремучий медведь», с которой вы познакомитесь на сегодняшнем уроке. А ещё его перу принадлежат уже знакомые вам сказки «Растрёпанный воробей», «Кот-ворюга», «Стальное колечко» и многие другие.

Слайд 1.

Вот что написал Паустовский в одном из своих дневников: «Сказку пишешь почти не дыша – чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта». Посмотрите, как красиво русский писатель рассказал нам о процессе своего творчества, о создании сказок. Сказал так, как будто описал прекрасный цветок. А что у цветка самое нежное и самое дорогое? Конечно же, это пыльца.

Давайте же еще раз прочитаем слова Паустовского и подумаем, что хотел сказать нам, читателям, великий мастер.

(обучающиеся высказывают по очереди свои мнения)

  1. Определение темы и задач урока.

Я думаю, что в сказке Паустовского «Дремучий медведь» очень много такой нежной, ароматной, тончайшей пыльцы. Попробуйте определить те задачи, которые мы должны поставить с вами на уроке при изучении темы, которая будет звучать….

(обучающиеся называют тему урока, с помощью наводящих вопросов учителя определяют цели знакомства с литературной сказкой).





  1. Работа над темой урока.

  1. Чтение сказки.

(учитель читает сказку, комментирует непонятные слова: стр. учебника 20-25)

  1. Беседа по содержанию сказки.

- Перед нами литературная сказка. Есть ли в ней традиционное для народной сказки начало?

- А что ещё отличает литературную сказку Паустовского от народных сказок?

- Познакомившись со сказкой «Дремучий медведь», вы теперь сможете дать определение слову дремучий. Что же означает это слово?

(ответы учащихся можно сравнить с определением из словаря)



Слайд 2.



ДРЕМУЧИЙ, ая, ее; уч.



  1. О лесе: густой и тёмный, труднопроходимый.

  2. перен. О носителе какихн. отрицательных качеств: совершенный, полный. Д. невежда. | сущ. дремучесть, и, ж. Толковый словарь Ожегова



  • Похож ли медведь из сказки Паустовского на медведя из народных сказок «Лиса и медведь»?

  • Образ какого медведя всё же ближе русскому человеку и почему?


V. Физминутка.

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа с текстом.

Продолжая размышлять о прочитанной сказке, мы должны определить, где же она, тончайшая пыльца, о которой писал Паустовский.

Давайте попытаемся сказать о самом главном:

- О чём эта сказка?

- Чему учит эта сказка?

А помогут вам ответить на вопросы слова, записанные на доске:

любовь к животным, любовь к птицам, любовь ко всему окружающему, дружба между человеком и природой, дружба между лесными жителями, умение постоять за себя, страх, сила воли, месть, взаимопомощь.



Выберите из целого ряда слов и словосочетаний те, которые помогут вам определить, в чем смысл сказки.



(дети отвечают, подтверждают примерами из текста свои рассуждения)

  1. Работа в парах.

Очень похожа сказка Паустовского на правдивую историю, в которой не только обычный мальчик Петя и его бабушка, но и лесные жители, которых не часто можно встретить в других сказках.

Работая в парах, найдите в тексте по одному примеру, который бы доказал сказочность этой поучительной истории. Прочитайте эти фрагменты текста.

  1. Устное рисование.

А еще особенностью сказки, её тончайшей пыльцой, являются описания природы и создание образов героев сказки.

Давайте каждый из вас выберет какой-то образ из сказки и опишет нам его устно в нескольких предложениях. Чтобы описания не повторялись, я предлагаю 1 варианту выбрать образ природы (в том числе лесные жители), а второму варианту предлагаю нарисовать образ Пети, его бабушки, а также девушек, которые пришли в лес за грибами.



Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценивание.

Домашнее задание.

Вы обогатили свой читательский опыт новыми сказками.



Слайд 3.



Нарисуйте иллюстрацию к прочитанным сказкам и попытайтесь объяснить, почему именно эту сказку вам захотелось проиллюстрировать, или напишите свою сказку, в которой бы героями стали не только люди, но и животные. Не забудьте: тончайшую пыльцу сдувать нельзя.