Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме
«Особенности литературной сказки. К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность к разнообразной совместной деятельности; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; восприимчивость к традициям русского народа и творчеству русских писателей; повышение уровня экологической культуры .
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД :
- выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи;
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
Предметные результаты:
- выделять проблематику литературной сказки как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа; владеть умением давать смысловой анализ литературного текста, сравнивая его с произведениями фольклора, на основе наводящих вопросов.
Оборудование: учебник О.М.Александровой «Родная русская литература. 5 класс», тетради, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
Начать наш урок мне хочется словами замечательного русского писателя, с творчеством которого вы знакомились на уроках литературного чтения ещё в начальной школе: «Сказка окончена. И хочется с благодарностью ещё раз взглянуть в те сияющие глаза, где она живёт постоянно».
Я вижу ваши сияющие глаза и понимаю, что вы любите и помните сказки, в чём мы и попытаемся сейчас убедиться.
Опрос по домашнему заданию.
Дома вы прочитали мордовскую народную сказку «Лиса и медведь». Чтобы сравнить эту сказку с русской народной сказкой с тем же названием, я предлагаю вам пересказать мордовскую сказку.
Представьте, что вы рассказчики сказок, поэтому при пересказе сохраняйте те особенности речи героев, которые есть в тексте. Внимательно следите за каждым эпизодом сказки, чтобы в любой момент один рассказчик мог сменить другого.
Пересказ сказки обучающимися.
Аналитическая беседа:
- Какие общие черты мы можем назвать, познакомившись с двумя народными сказками?
- Чем отличаются эти сказки?
(обучающиеся по очереди отвечают на вопросы, делают выводы)
Целеполагание.
Работа с эпиграфом к уроку.
Я вновь хочу привлечь ваше внимание к личности Константина Георгиевича Паустовского, портрет которого вы можете рассмотреть на странице 19 учебника.
Этот замечательный писатель создал очень много произведений для детей. Среди них рассказы и повести о природе, сказки. В тяжелое для нашей страны послевоенное время, в 1947 году, он написал сказку «Дремучий медведь», с которой вы познакомитесь на сегодняшнем уроке. А ещё его перу принадлежат уже знакомые вам сказки «Растрёпанный воробей», «Кот-ворюга», «Стальное колечко» и многие другие.
Слайд 1.
Вот что написал Паустовский в одном из своих дневников: «Сказку пишешь почти не дыша – чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта». Посмотрите, как красиво русский писатель рассказал нам о процессе своего творчества, о создании сказок. Сказал так, как будто описал прекрасный цветок. А что у цветка самое нежное и самое дорогое? Конечно же, это пыльца.
Давайте же еще раз прочитаем слова Паустовского и подумаем, что хотел сказать нам, читателям, великий мастер.
(обучающиеся высказывают по очереди свои мнения)
Определение темы и задач урока.
Я думаю, что в сказке Паустовского «Дремучий медведь» очень много такой нежной, ароматной, тончайшей пыльцы. Попробуйте определить те задачи, которые мы должны поставить с вами на уроке при изучении темы, которая будет звучать….
(обучающиеся называют тему урока, с помощью наводящих вопросов учителя определяют цели знакомства с литературной сказкой).
Работа над темой урока.
Чтение сказки.
(учитель читает сказку, комментирует непонятные слова: стр. учебника 20-25)
Беседа по содержанию сказки.
- Перед нами литературная сказка. Есть ли в ней традиционное для народной сказки начало?
- А что ещё отличает литературную сказку Паустовского от народных сказок?
- Познакомившись со сказкой «Дремучий медведь», вы теперь сможете дать определение слову дремучий. Что же означает это слово?
(ответы учащихся можно сравнить с определением из словаря)
Слайд 2.
ДРЕМУЧИЙ, ая, ее; уч.
О лесе: густой и тёмный, труднопроходимый.
перен. О носителе какихн. отрицательных качеств: совершенный, полный. Д. невежда. | сущ. дремучесть, и, ж. Толковый словарь Ожегова
Похож ли медведь из сказки Паустовского на медведя из народных сказок «Лиса и медведь»?
Образ какого медведя всё же ближе русскому человеку и почему?
V. Физминутка.
VI. Закрепление знаний.
Работа с текстом.
Продолжая размышлять о прочитанной сказке, мы должны определить, где же она, тончайшая пыльца, о которой писал Паустовский.
Давайте попытаемся сказать о самом главном:
- О чём эта сказка?
- Чему учит эта сказка?
А помогут вам ответить на вопросы слова, записанные на доске:
любовь к животным, любовь к птицам, любовь ко всему окружающему, дружба между человеком и природой, дружба между лесными жителями, умение постоять за себя, страх, сила воли, месть, взаимопомощь.
Выберите из целого ряда слов и словосочетаний те, которые помогут вам определить, в чем смысл сказки.
(дети отвечают, подтверждают примерами из текста свои рассуждения)
Работа в парах.
Очень похожа сказка Паустовского на правдивую историю, в которой не только обычный мальчик Петя и его бабушка, но и лесные жители, которых не часто можно встретить в других сказках.
Работая в парах, найдите в тексте по одному примеру, который бы доказал сказочность этой поучительной истории. Прочитайте эти фрагменты текста.
Устное рисование.
А еще особенностью сказки, её тончайшей пыльцой, являются описания природы и создание образов героев сказки.
Давайте каждый из вас выберет какой-то образ из сказки и опишет нам его устно в нескольких предложениях. Чтобы описания не повторялись, я предлагаю 1 варианту выбрать образ природы (в том числе лесные жители), а второму варианту предлагаю нарисовать образ Пети, его бабушки, а также девушек, которые пришли в лес за грибами.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оценивание.
Домашнее задание.
Вы обогатили свой читательский опыт новыми сказками.
Слайд 3.
Нарисуйте иллюстрацию к прочитанным сказкам и попытайтесь объяснить, почему именно эту сказку вам захотелось проиллюстрировать, или напишите свою сказку, в которой бы героями стали не только люди, но и животные. Не забудьте: тончайшую пыльцу сдувать нельзя.