Тема: Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка.
Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Оборудование: карточки с заданиями для рефлексии и домашней работы.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(На доске записаны слова.)
Ситник, застуги, иней, позёмка, ливень, куржак, метель, пурга, лепень, изморозь, листобой, косохлёст.
– Разделите слова на три группы: 1) дождь, 2) мороз, 3) ветер.
– Прочитайте слова первой группы. (Ситник, ливень, лепень, косохлёст.)
– Прочитайте «морозные» слова. (Застуги, иней, куржак, изморозь.)
– Какие слова называют ветер? (Позёмка, метель, пурга, листобой.)
– Какие слова вы могли бы записать в группу «лес»? (Примерный ответ. Чаща, роща, бор, опушка, пустошь, дубрава)
– Прочитайте названия групп. (Дождь, мороз, ветер.)
– Измените слова так, чтобы они обозначали эти природные явления как небольшие, слабые. (Дождик, морозец, ветерок.)
– Как изменятся слова, если природные явления будут сильные? (Дождище, морозище, ветрище.)
III. Самоопределение к деятельности. (На доске записаны слова.)
Дом, домик, домишко.
– Прочитайте слова.
– Можно ли назвать эти слова однокоренными? (Да. Есть общий корень «дом» и общее значение.)
– Чем отличаются слова? (Суффиксом и значением.)
– Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
– Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)
IV. Работа по теме урока
Упр. 1 (с. 88–89) (Работа в парах.)
– Прочитайте задание. По какому плану вы будете работать?
1. Выберем текст.
2. Выполним задание.
3. Поделимся выводами по своему тексту.
4. Сделаем общий вывод.
(Выполнение задания.)
– Какие слова вы сравнивали? (Девочка – девчонка. Мальчик – мальчишка.)
– Чем отличаются слова в парах? (Суффиксами и оттенком значения слова. Девочка, мальчик – нейтральное отношение. Девчонка и мальчишка – пренебрежительное.)
– Какие суффиксы помогают передать пренебрежительное отношение? (-онк-, -ишк-.)
Упр. 2 (с. 89–90)
– Прочитайте задание.
– Прочитайте первый отрывок. Как вы думаете, уместно ли заменить выделенное слово? (Нет. В слове «мальчишка» выражается отношение к озорнику.)
– Прочитайте второй отрывок. Есть ли необходимость заменить слово в этом предложении? (В слове «мальчишечка» уменьшительно-ласкательный суффикс придает слову значение, к которому подходит слово «прелестный».)
– Прочитайте следующий отрывок. Будете ли менять в этом отрывке выделенные слова на слово «девочка»? (Менять не нужно. Слова «девчоночка» и «девчонка» передают веселый нрав маленькой девочки.)
– Прочитайте четвертый отрывок. Стоит ли здесь изменить слово? (Можно заменить на слово «девочка».)
– Прочитайте последний отрывок. (Слово «мальчишка» можно заменить на слово «мальчик».)
– Сделайте вывод: от чего зависит употребление писателями слов с разными суффиксами? (Этими словами они передают свое отношение к герою и характеризуют его.)
– Прочитайте Важную информацию на с. 90.
– Назовите однокоренные слова к слову «мальчик». (Мальчишка, мальчуган, малец, мальчонка.)
– Назовите однокоренные слова к слову «девочка». (Девчонка, девчушечка, девчурка, девчоночка.)
– От чего зависит употребление этих слов? (От отношения к человеку, о котором говорится.)
– Совпал ли наш вывод с этой информацией? (Да, совпал.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала.
Упр. 3 (с. 91)
– Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)
– Прочитайте первый отрывок шепотом. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Почему выбрали это слово? (Сло-во – городишко. Оно обозначает небольшой, бедный город.)
– Приготовьтесь читать второй отрывок. Прочитайте текст. Обоснуйте выбор слова. (Старикашка – обидное слово.)
– Какие слова нужно поставить в третий отрывок? (Книжечка, книга.)
VII. Рефлексия
Работа по карточкам
– Поставь на место пропуска слова с нужным суффиксом.
У гнома был крошечный (дом) … (домик или домишко).
Под большой сосной выросли маленькие (сосны) … (сосенки).
Мы шли сначала по узкой (тропа) … (тропинке), а затем вышли на широкую (дорога) … (дорогу).
(Сверка с образцом. Самооценка по ленте «Светофор».)
VIII. Подведение итогов урока
– Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)
– Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)
Домашнее задание
Выполнить задание на карточке.
– Измени суффикс в выделенных словах так, чтобы большой кот стал маленьким.
Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Проснулся он, открыл глазища, пошевелил усищами, потянул вперед лапищи с когтищами, облизал свой животище и побежал молоко лакать.