Тема: Перетекание сна в вечный сон. Смерть. 4 часть.
Цели урока: помочь ученикам раскрыть образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной; выяснить, чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги;
развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
1. В дни счастья Обломов говорил Ольге: «Если ты меня оставишь, я мёртвый человек». Разрыв с ней и «Все погрузилось в сон и мрак около него….Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей. Сердце было убито…»» (12 гл. 3 ч.)
Хотя герой перенёс горячку и выздоровел - последняя часть романа – об умирании, смерти Обломова. «Год прошел со времени болезни Ильи Ильича» – так открывается она.
2. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви.
В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению.
Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти).
3. Быт отступил, когда Ольга вошла в жизнь Ильи Ильича, - Пшеницына вся в быте, при вещах, при хозяйстве.
Вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.
«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».
Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием».
А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.
Ольга Сергеевна Ильинская | Агафья Матвеевна Пшеницына (около 30 лет) |
Пушистые, говорящие брови Ольги, над одной из них складочка, где именно покоилась сама мысль, в её чертах отражалась богатая внутренняя жизнь. Ольга жила со своей тетушкой. – любила она музыку – Ольга заставила своим знакомством, своим присутствием, своим пением «оживить» Обломова. После знакомства с Ольгой: глаголы – читал, посылал (цветы), скучал, гулял, отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал… «– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. | «Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел въехать на двор. Обломов – новый жилец. Контрастен портрет Пшеницыной с её «полными, округлыми локтями», «крепкой, как подушка дивана, никогда не волнующейся грудью» и «простотой» душевных движений». Так же «просто», не подозревая о высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья Матвеевна Обломова. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». «– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только» «Приходили хозяйские дети к нему: он проверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиновал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь. С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит. Отношение Обломова к Агафье: «Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …» «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя…» «Но ему не было скучно…» «И главное, все это делалось покойно...» «Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он». «Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна». Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке. Было тепло, покойно и сытно. |
4. Пробуждение чувств.
Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена.
Обратимся к 1 главе 4 части.
В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования.
В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений.
Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.
Прочитаем отрывок из 1 главы.
5. Намеренно противопоставлены 2 объяснения в любви Обломова.
В романе с Ольгой оно происходит в парке, сопровождается восхищением красотой любимой, трепетом сердца, в котором надежда сменяется отчаянием.
Второе объяснение – на кухне маленького домика Пшеницыной. Конец главы. Прочитать.
Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина, олицетворяющая ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов.
Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением во имя любимого человека. Агафья словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве.
Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно с Агафьей, поэтому он её и выбрал.
Жизнь – это покой и праздность для Обломова.
«Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод* Ольги…»
Обломов всегда страшился страсти с её «внезапными слезами, томлением, изнеможением и потом бешеным переходом к радости». Пережив такую страсть, убедился, что это действительно «болезнь, подобная оспе, кори или горячке».
Для Обломова в Агафье Матвеевне воплотился идеал того необозримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей.
К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал.
Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».
Посвятив себя заботам об Обломове, Пшеницына живёт так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а её избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «… он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».
6. Выводы об Агафье Матвеевне Пшеницыной.
Жизнь.
Цель: конечной цели не было, цель каждого дня — накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних.
Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…”
Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!”
Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”.
Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями.
Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку.
Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).
7. Прошло 5 лет
Нет ни Захара (стал нищим, поберушкой), ни Анисьи (умерла).
Опять появился брат Агафьи – Тарантьев.
Обломов – на ближайшем кладбище под скромной урной покоится его тело, между кустов, в затишье. Ветки сирени, посаженные дружеской рукой.
«Сам ангел тишины охраняет его сон».
Три года вдовеет Агафья Матвеевна.
Дети:
Ванюша – кончил курс наук и поступил на службу.
Машенька – вышла замуж за смотрителя.
Андрюша – выпросили на воспитание Штольц и жена (Ольга).
У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».
Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.
«Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого как прежде, не могла никому»
«Их всех (Ольга, Андрей, Агафья) связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойного».
8. Если отношения Обломова и Пшеницыной блестяще показаны, то роман Ольги и Штольца в основном рассказан.
Роман Ольги со Штольцем уже был «предсказан» её прощанием с Обломовым, которое Писарев комментировал так: «Ольга в крайней молодости берёт себе на плечи огромную задачу; она хочет быть нравственною опорою слабого, но честного и умного мужчины; потом она убеждается в том, что эта работа ей не по силам, и находит гораздо более удобным самой опереться на крепкого и здорового мужчину».
Штольц стал для Ольги тем, чем она не смогла.
Вывод:
Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя.
Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.
Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?
Обломов умирает, оставив сына.
Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына
Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.
Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».
Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!
Истинное счастье испытала только Пшеницына (любовь настоящую). Через всю жизнь она пронесет память об Обломове. .