Урок русского языка в 7 классе
Дата :
Урок№100
Тема: Употребление наречий в речи.
Цель:
Развитие речи, орфографической и пунктуационной грамотности при употреблении наречий.
Научиться использовать наречия в текстах разных типов.
Привитие навыков культуры речи как один из аспектов формирования гармоничной личности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-анализ текстов, проверка исследовательской работы
Технология: элементы компетентностного обучения
Цель: показать возможности употребления наречий в текстах разного типа
Знать: типы наречий, правила написания наречий.
Уметь: определять тип речи, составлять текст определенного типа речи, правильно писать наречия и правильно употреблять их в речи.
Оборудование: слайды, компьютер, доска, проектор
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
1. Объяснить цель урока
Я в одной только фразе, касающейся урока, правил поведения на уроке использовала 4 наречия. Действительно, ни устная, ни письменная речь не может обойтись без наречий. Сегодня на уроке мы проследим, как часто употребляются наречия в разных типах речи.
Но вначале небольшая орфографическая работа. На столах лежат карточки I-II вариантов. В квадратиках слева отметьте правильный вариант ответа галочкой. (выполняют)
Слайд «Проверьте себя и оцените». Оценку поставьте в тетрадь
0 – 5, 1-2 – 4, 3-4 – 3
Учитель: Раздаю карточки с заданиями по вариантам, выполните задание, указанное в карточке, отметьте правильное задание. (5 минут)
Проверка + самооценка по слайду.
I вариант
Говорил без умолку
Перейти вброд
Повернул налево
Поднять на смех
Наполнить до отказа
Говорил врастяжку
Сделал наоборот
Трудился без толку
Выполнил в срок
Приеду на днях
Добрался вплавь
Улетел ввысь
II вариант
Подчиниться волей-неволей
Идти по-прежнему пути
Трудиться бок о бок
Выполнить точь-в-точь
Говорить по-русски
Написать по московскому адресу
Одеться по-зимнему
Встать пораньше
Идти наудалую
Брести куда-либо
Во-первых, слушай
В первых домах
II работа по книге
Упр№309
III Работа с текстами
1 этап (практическое занятие)
Учитель: На столах три карточки с заданиями
Откройте тетради. Запишите задание №1
Прочитайте внимательно задания
Прочитайте текст вслух, докажите, что это текст
Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ
Выполните письменную часть задания
Послушаем, какие наречия подобрали, изменился ли текст с употреблением наречия, знаки препинания объясняем (оценки)
На столах есть текст №1
1. Читаем про себя.
_________ поднимается солнце. Оно всходит ________, заливая все своим ярким светом. _________ это огненное чудо только _______ пригревает землю ________ смотрит на распускающиеся цветы _________ улыбается щебечущим птичкам. Потом оно _________ сверкает и _________ припекает. Солнце _________ трудится весь день, щедро даря тепло и радость.
2
Вечером
. Можно ли назвать его текстом? Докажите.
3. Каков тип текста? Обоснуйте свое мнение.
4
Навстречу
ввысь
. Запишите текст, вставьте наречия. Что изменилось?
5. Каких по виду наречий больше?
6. Все ли наречия подойдут для данного текста?
II Работа с текстом описательного характера.
На столах текст №3
Рисунок
Все живое в природе (не) удержимо стремится к об..ед..нению. Только в
(месте), только (по) настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. В
(двоем) ле..че перен..сить трудности дальнего пути, проще согреться в (не)
настную погоду. (Со)бща в..селее живется на свете, ведь (в) одиночку любая
беда (не) гаданно- (не)жданно превращается в трагедию. (Чуть)чуть
пр..смотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей.
Задание
1. Прочитайте текст
2. Докажите, что это текст
3. Докажите, что это рассуждение. Найдите тезис, аргументы, вывод.
4. Может ли данный текст обойтись без наречия?
5. Запишите правильно слова с пропущенными орфограммами и скобками.
6. Определите виды наречий в данном тексте. Какую роль они играют для этого текста.
Слайд «Проверьте себя»
Неудержимо (образ действия), вместе (образ действия), по-настоящему (образ действия), вдвоем (образ действия), легче, веселее (образ действия), в одиночку (образ действия), нежданно-негаданно (образ действия), чуть-чуть (степени), повсюду (места).
Упр№310
Учитель: Подводим итоги урока.
Д/з Составить сочинение-миниатюру, используя наречия во-первых, во-вторых, и другие на тему: «Что нужно сделать, чтобы школьная жизнь класса стала интересней». Определите тип текста.