Тема урока: Русские писатели о детях. М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Цели урока:
- познакомить учащихся с рассказом М.Е.Салтыкова-Щедрина «На барском дворе»;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
- воспитывать у учащихся чувство гуманизма, любви к жизни, милосердие.
Методические приемы: технология Жигсо, стратегии технологии «Тонкие и толстые вопросы»,
«Двухчастный дневник»
Оборудование: видеоролик «Детство», учебник по русской литературе для 6 класса, отрывок из кинофильма «Салтычиха», оценочные листы, раздаточный материал - «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», фишки, стикеры.
Ход урока:
І. Организационный момент:
Разделить на 2 группы при помощи фишек «счастье», «солнышко»
ІІ. Стадия вызова:
Видеоролик «Детство»
Вопрос: ответьте, пожалуйста, вы - счастливые дети?
Обоснуйте свой ответ
ІІІ. Стадия осмысления
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М.Е.Салтыкова-Щедрина «На барском дворе» (чтение текста учителем)
Словарная работа:
боярский двор – байбатшаны? ?йі
жалость – ра?ым, жанашырлы?
загорожен забором – дуалмен ?оршал?ан
злой – жауыз, мейірімсіз
1/ Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать отрывки по группам, затем постараться передать краткое содержание этих отрывков (технология Жигсо)
1 группа читает и готовит пересказ о девочке, привязанной к столбу
2 группа читает и готовит пересказ о Никаноре, племяннике барыни
(отрывок из кинофильма «Салтычиха»)
2/ Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(каждая группа готовит несколько вопросов для другой группы из прочитанных текстов)
Тонкие вопросы – вопросы, требующие краткого (односложного) ответа
Толстые вопросы – вопросы, требующие полного ответа
Для первой группы
тонкие вопросы
|
Как звали девочку?
|
За что наказана девочка?
|
Кто такой Никанор?
|
Для второй группы
толстые вопросы
|
Почему писатель называет помещицу злой?
|
Почему девочка отказывается от помощи Никанора?
|
Как заканчивается рассказ?
|
3/ Двухчастный дневник
цитата
|
комментарии
|
«...вот и сегодня с самого утра раздаются глухие стоны»
|
|
«Он молча смотрит на Наташу. Лицо его выражает жалость»
|
|
« ...Никанор бежит к барской усадьбе. Ищет мать и, громко плача, рассказывает ей о несчастной девочке»
|
|
«... только к вечеру чуть живую Наташу отвязали от столба; она не могла идти»
|
|
Слово учителя:
- Возвратимся опять к началу урока. Как вы теперь понимаете слова «счастье, счастливое детство»?
- Как вы думаете, было ли счастливым детство крестьянских детей XVIII века?
Обоснуйте свой ответ
IV. Индивидуальное оценивание группы:
(Образец)
cписок
учеников
|
мое понимание слова «счастье»
|
пересказ
|
«Толстые
и тонкие вопросы»
|
двухчастный дневник
|
проблемный вопрос
|
Итоговый балл
|
Шынар
|

|

|

|

|

|
5
|
Аскар
|
|

|

|
  
|
|
5
|
Дария
|

|
|

|

|
 
|
5
|
V. Рефлексия:
Учитель предлагает учащимся описать свои впечатления о прошедшем уроке.
VI. Домашнее задание: пересказ рассказа «На барском дворе», написать эссе
на тему «Детство – это ...».
Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе "На барском дворе"»
Муханбетова А.Т.,
учитель русского языка и литературы
«Курыкская средняя школа-гимназия»
Каракиянского района Мангистауской области
Тема урока: Русские писатели о детях. М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Цели урока:
- познакомить учащихся с рассказом М.Е.Салтыкова-Щедрина «На барском дворе»;
- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
- воспитывать у учащихся чувство гуманизма, любви к жизни, милосердие.
Методические приемы: технология Жигсо, стратегии технологии «Тонкие и толстые вопросы»,
«Двухчастный дневник»
Оборудование: видеоролик «Детство», учебник по русской литературе для 6 класса, отрывок из кинофильма «Салтычиха», оценочные листы, раздаточный материал - «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», фишки, стикеры.
Ход урока:
І. Организационный момент:
Разделить на 2 группы при помощи фишек «счастье», «солнышко»
ІІ. Стадия вызова:
Видеоролик «Детство»
Вопрос: ответьте, пожалуйста, вы - счастливые дети?
Обоснуйте свой ответ
ІІІ. Стадия осмысления
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М.Е.Салтыкова-Щедрина «На барском дворе» (чтение текста учителем)
Словарная работа:
боярский двор – байбатшаның үйі
жалость – рақым, жанашырлық
загорожен забором – дуалмен қоршалған
злой – жауыз, мейірімсіз
1/ Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать отрывки по группам, затем постараться передать краткое содержание этих отрывков (технология Жигсо)
1 группа читает и готовит пересказ о девочке, привязанной к столбу
2 группа читает и готовит пересказ о Никаноре, племяннике барыни
(отрывок из кинофильма «Салтычиха»)
2/ Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(каждая группа готовит несколько вопросов для другой группы из прочитанных текстов)
Тонкие вопросы – вопросы, требующие краткого (односложного) ответа
Толстые вопросы – вопросы, требующие полного ответа
Для первой группы
тонкие вопросы |
Как звали девочку? |
За что наказана девочка? |
Кто такой Никанор? |
Для второй группы
толстые вопросы |
Почему писатель называет помещицу злой? |
Почему девочка отказывается от помощи Никанора? |
Как заканчивается рассказ? |
3/ Двухчастный дневник
цитата | комментарии |
«...вот и сегодня с самого утра раздаются глухие стоны» | |
«Он молча смотрит на Наташу. Лицо его выражает жалость» | |
« ...Никанор бежит к барской усадьбе. Ищет мать и, громко плача, рассказывает ей о несчастной девочке» | |
«... только к вечеру чуть живую Наташу отвязали от столба; она не могла идти» | |
Слово учителя:
- Возвратимся опять к началу урока. Как вы теперь понимаете слова «счастье, счастливое детство»?
- Как вы думаете, было ли счастливым детство крестьянских детей XVIII века?
Обоснуйте свой ответ
IV. Индивидуальное оценивание группы:
(Образец)
cписок учеников | мое понимание слова «счастье» | пересказ | «Толстые и тонкие вопросы» | двухчастный дневник | проблемный вопрос | Итоговый балл |
Шынар |  |  |  |  |  | 5 |
Аскар | |  |  |    | | 5 |
Дария |  | |  |  |   | 5 |
V. Рефлексия:
Учитель предлагает учащимся описать свои впечатления о прошедшем уроке.
VI. Домашнее задание: пересказ рассказа «На барском дворе», написать эссе
на тему «Детство – это ...».

Мангистауская область
Каракиянский район
Государственное учреждение «Курыкская средняя школа-гимназия»
Урок литературного чтения в 6 классе на тему:
М.Е.Салтыков – Щедрин «На барском дворе»
Форма урока: десантный.
Место проведения: "Областная олимпиада учителей лингвистического цикла"
Конкурсант: учитель русского языка и литературы Муханбетова А.Т.
г.Актау – 2013/2014 учебный год