СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русской литературе "На барском дворе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:   Русские писатели о детях. М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»                

Цели урока:

- познакомить  учащихся с рассказом М.Е.Салтыкова-Щедрина  «На барском дворе»;

- развивать  аналитические умения  и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь,  выразительное чтение, логическое  мышление;

- воспитывать у учащихся   чувство гуманизма, любви к жизни, милосердие.

Методические приемы:  технология Жигсо,  стратегии  технологии  «Тонкие и толстые вопросы»,  

 «Двухчастный дневник»

Оборудование:  видеоролик  «Детство»,  учебник  по русской литературе для 6 класса, отрывок из кинофильма  «Салтычиха», оценочные листы,  раздаточный материал -  «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник»,  фишки, стикеры.

 

Ход урока:

І. Организационный  момент:

  Разделить на 2 группы при помощи   фишек  «счастье», «солнышко»

ІІ. Стадия вызова:

Видеоролик «Детство»

Вопрос:  ответьте, пожалуйста, вы -  счастливые дети?

   Обоснуйте свой ответ

ІІІ. Стадия  осмысления

   - Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом  М.Е.Салтыкова-Щедрина                      «На барском дворе» (чтение текста учителем)

  Словарная работа:

боярский двор – байбатшаны? ?йі

жалость – ра?ым, жанашырлы?

загорожен забором – дуалмен ?оршал?ан

злой – жауыз, мейірімсіз

  1/ Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать  отрывки по  группам,  затем постараться передать краткое содержание этих отрывков (технология Жигсо)

  1 группа читает и готовит пересказ  о девочке, привязанной к столбу

  2 группа читает и готовит пересказ  о Никаноре, племяннике барыни

  (отрывок из кинофильма «Салтычиха»)

2/ Прием «Толстые и тонкие вопросы»

   (каждая группа готовит несколько вопросов для другой группы из прочитанных текстов)

   Тонкие вопросы – вопросы, требующие краткого (односложного) ответа

   Толстые вопросы – вопросы, требующие полного ответа

Для первой группы

тонкие вопросы

Как звали  девочку?

За что наказана девочка?

Кто такой  Никанор?

 

Для второй группы

толстые вопросы

Почему писатель называет помещицу злой?

Почему девочка отказывается от помощи Никанора?

Как заканчивается рассказ?

 

3/ Двухчастный дневник

цитата

комментарии

«...вот и сегодня с самого утра раздаются  глухие стоны»

 

«Он молча смотрит на Наташу.  Лицо его выражает жалость»

 

« ...Никанор бежит к барской усадьбе. Ищет мать и, громко плача, рассказывает ей о несчастной девочке»

 

«... только к вечеру  чуть  живую Наташу  отвязали от столба; она не могла идти»

 

 

Слово учителя:

- Возвратимся опять к началу урока.  Как вы теперь понимаете слова «счастье, счастливое детство»?

- Как вы думаете, было ли счастливым детство крестьянских детей XVIII века?  

 Обоснуйте  свой  ответ

 

IV. Индивидуальное оценивание группы:

(Образец)

cписок

учеников

мое понимание слова  «счастье»

пересказ

 «Толстые

и тонкие вопросы»

двухчастный дневник

проблемный вопрос

 Итоговый балл

Шынар

5

Аскар

 

 

5

Дария

 

5

 

V. Рефлексия:

    Учитель предлагает учащимся описать свои  впечатления о прошедшем уроке.

 

VI.  Домашнее задание:   пересказ рассказа  «На барском дворе»,  написать эссе

     на тему «Детство  – это ...».

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе "На барском дворе"»

Муханбетова А.Т.,

учитель русского языка и литературы

«Курыкская средняя школа-гимназия»

Каракиянского района Мангистауской области


Тема урока: Русские писатели о детях. М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»

Цели урока:

- познакомить учащихся с рассказом М.Е.Салтыкова-Щедрина «На барском дворе»;

- развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

- воспитывать у учащихся чувство гуманизма, любви к жизни, милосердие.

Методические приемы: технология Жигсо, стратегии технологии «Тонкие и толстые вопросы»,

«Двухчастный дневник»

Оборудование: видеоролик «Детство», учебник по русской литературе для 6 класса, отрывок из кинофильма «Салтычиха», оценочные листы, раздаточный материал - «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», фишки, стикеры.


Ход урока:

І. Организационный момент:

Разделить на 2 группы при помощи фишек «счастье», «солнышко»

ІІ. Стадия вызова:

Видеоролик «Детство»

Вопрос: ответьте, пожалуйста, вы - счастливые дети?

Обоснуйте свой ответ

ІІІ. Стадия осмысления

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М.Е.Салтыкова-Щедрина «На барском дворе» (чтение текста учителем)

Словарная работа:

боярский двор – байбатшаның үйі

жалость – рақым, жанашырлық

загорожен забором – дуалмен қоршалған

злой – жауыз, мейірімсіз

1/ Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать отрывки по группам, затем постараться передать краткое содержание этих отрывков (технология Жигсо)

1 группа читает и готовит пересказ о девочке, привязанной к столбу

2 группа читает и готовит пересказ о Никаноре, племяннике барыни

(отрывок из кинофильма «Салтычиха»)

2/ Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(каждая группа готовит несколько вопросов для другой группы из прочитанных текстов)

Тонкие вопросы – вопросы, требующие краткого (односложного) ответа

Толстые вопросы – вопросы, требующие полного ответа

Для первой группы

тонкие вопросы

Как звали девочку?

За что наказана девочка?

Кто такой Никанор?


Для второй группы

толстые вопросы

Почему писатель называет помещицу злой?

Почему девочка отказывается от помощи Никанора?

Как заканчивается рассказ?


3/ Двухчастный дневник

цитата

комментарии

«...вот и сегодня с самого утра раздаются глухие стоны»


«Он молча смотрит на Наташу. Лицо его выражает жалость»


« ...Никанор бежит к барской усадьбе. Ищет мать и, громко плача, рассказывает ей о несчастной девочке»


«... только к вечеру чуть живую Наташу отвязали от столба; она не могла идти»



Слово учителя:

- Возвратимся опять к началу урока. Как вы теперь понимаете слова «счастье, счастливое детство»?

- Как вы думаете, было ли счастливым детство крестьянских детей XVIII века?

Обоснуйте свой ответ


IV. Индивидуальное оценивание группы:

(Образец)

cписок

учеников

мое понимание слова «счастье»

пересказ

«Толстые

и тонкие вопросы»

двухчастный дневник

проблемный вопрос

Итоговый балл

Шынар

5

Аскар



5

Дария


5


V. Рефлексия:

Учитель предлагает учащимся описать свои впечатления о прошедшем уроке.


VI. Домашнее задание: пересказ рассказа «На барском дворе», написать эссе

на тему «Детство – это ...».



































































Мангистауская область

Каракиянский район

Государственное учреждение «Курыкская средняя школа-гимназия»















Урок литературного чтения в 6 классе на тему:

М.Е.Салтыков – Щедрин «На барском дворе»


Форма урока: десантный.

Место проведения: "Областная олимпиада учителей лингвистического цикла"

Конкурсант: учитель русского языка и литературы Муханбетова А.Т.





















г.Актау – 2013/2014 учебный год