Цели урока
Образовательные: расширить знания детей о служебных частях речи; углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов);познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
Воспитательные: воспитание культуры учебного труда; создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Развивающие: развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель: Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Прочитайте.
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда –
И та награда в нём самом. (Слайд №2)
Учитель: Что хотел сказать нам автор?
Дети: Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Отгадайте загадки
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём. (Капуста)
Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
Учитель: Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?
Дети: не
Учитель: Будет ли не предлогом? Почему?
Дети: Перед глаголами никогда не стоят предлоги.
Учитель: Какие служебные части речи вы знаете?
Дети: Предлоги, частицы, союзы.
Учитель: Какой частью речи является не?
Дети: Частицей
Учитель: Посмотрите на глаголы в загадках, что вы можете сказать о правописании не с глаголами? (Слайд №3)
Дети: Не с глаголами пишется отдельно.
Учитель: Назовите тему урока.
Дети: Правописание частицы не с глаголами.
Исходя из темы, какова цель урока?
Дети: Научиться писать частицу не с глаголами.
Учитель: Чтобы достичь цели нам надо составить план действий. И какие задачи для этого поставим? Познакомиться с правилом правописания НЕ с глаголами. Выполнить задания для закрепления данного правила. Проверить себя на усвоение донного правила.
3.Изучение нового материала
1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 81
2. Вывести алгоритм действий. (Слайд №4)
Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.
(Слайд №5)
Существует ли такое слово в русском языке? Да.
Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно. (Это эталон.
Вывешиваем на доску.)
Существует ли такое слово в русском языке? Нет.
Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно.
Учитель: Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться?
Дети: Нет
Учитель: Как надо поступить в данном случае?
Дети: Написать не слитно. (Обращается к презентации. Слайд №6)
4. Первичная проверка понимания
Учитель: А сейчас потренируемся. Посмотрим задания, которые нам предлагает автор учебника. Выполним упражнение 2 в печатной тетради на стр. 32. Работаем по алгоритму. Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно
5. Первичное закрепление
Учитель: Выполнить упражнение 1 стр. 81. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не.
Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку.
(Слайд №7) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть
7. Рефлексия
Учитель: Какова тема урока?
Дети: Правописание не с глаголами.
Учитель: Чему мы учились? Дети: Учились правильно писать не с глаголами.
Учитель: Научились?
Дети: Да
Учитель: Оцените себя.
Слайд 8
8. Домашнее задание
Упражнение 4 на стр. 83 в учебнике. Запомнить слова. Подготовиться к словарному диктанту.
Упражнение 4 на стр. 33 в печатной тетради.
Составить с каждым из глаголов словосочетание.