СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе по роману Ф. Достоевского"Бедные люди".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по литературе для учащихся 9 класса по творчеству русского писателя Ф.Достевского.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе по роману Ф. Достоевского"Бедные люди".»

«Маленький человек»:  тип или личность?

«Маленький человек»: тип или личность?

«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»  Ф. М. Достоевский.
  • «Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
  • Ф. М. Достоевский.
« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;  г. Достоевский – по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;  для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».  В.Н. Майков. Литературная критика.
  • « И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
  • но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;
  • г. Достоевский – по преимуществу психологический.
  • Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
  • для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
  • В.Н. Майков. Литературная критика.
«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?»  В.Г. Белинский    «Это была самая восхитительная минута в моей жизни» Ф. М. Достоевский
  • «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?»
  • В.Г. Белинский
  • «Это была самая восхитительная минута в моей жизни»
  • Ф. М. Достоевский
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»  В. Г. Белинский.
  • «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
  • В. Г. Белинский.
– Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании? -Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр? - Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина. - Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».
  • Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании?
  • -Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр?
  • - Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина.
  • - Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».
  • «Любезный брат.
  • Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать.
  • Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть »
  • 24 марта 1845 года Петербург
  • из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому
«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка» М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
  • «В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка»
  • М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.»  В.В. Виноградов.
  • Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.»
  • В.В. Виноградов.
    Тематические черты  «маленького человека»  в образе Макара Девушкина 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение. 2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок. 3. Неразвитость личности. 4. Острота жизненных переживаний. 5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.

    Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина

    • 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.
    • 2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок.
    • 3. Неразвитость личности.
    • 4. Острота жизненных переживаний.
    • 5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.
    Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.

    Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »

    • Его герой окружен «двойниками».
    • Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается.
    • Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
    • Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
    • Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
    По 1 из вариантов: 1. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: «Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…». Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю. 2. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа 3. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях»» 4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе 5. Создайте рассуждение «Роль обращений в понимании чувств героев»
    • По 1 из вариантов:
    • 1. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: «Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…». Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю.
    • 2. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа
    • 3. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях»»
    • 4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе
    • 5. Создайте рассуждение «Роль обращений в понимании чувств героев»