СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №14








Конспект урока

по русскому языку 3 класс

тема:

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»




Разработала

учитель начальных классов

Негреева Л.В.







г. Стаханов


Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»


Цели по содержанию:
обучающие:
- формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
- ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся тер-минов: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самосто-ятельно;
- классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существитель-ные.
развивающие:
- развивать умение сопоставлять и различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;
- развивать память, мышление, наблюдательность;
- развивать навыки самостоятельной работы.
воспитательные:
- воспитывать любовь к предмету;
- создать условия для воспитания культуры общения;
- формировать потребности писать грамотно;
- мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты учебного занятия:

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- развитие навыков сотрудничества с взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
- формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с за-данной ролью;
- формирование умения работать с различными видами информации (текстом, словарём);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной де-ятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- развитие умения использовать специальную терминологию при определении частей речи;
- формирование умения классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- расширение словарного запаса учащихся;
- формирование умения соотносить слова-названия и вопросы, на которые они отвечают;
- развитие умения подбирать синонимы, пользуясь словарём.

Оборудование: тесты; карточки с заданиями по количеству учащихся в классе; картинки ; компьютерная презентация; учебник  В.П. Канакина «Русский язык» 3 класс. Москва: Просвещение.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.





























Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

Все сумеем мы собраться,

За работу дружно взяться.

- Желаю вам хорошо поработать, узнать для себя что-то новое.

II. Проверка домашнего задания.

( Учащиеся по цепочке читают слова, которые относятся к именам существительным)

III. Актуализация знаний.

1. Девиз урока

- Давайте прочтём вместе девиз нашего урока:

Постараюсь всё понять,

Буду грамотно писать.

2. Повторение изученного о частях речи.

На уроке мы с вами вспомним, что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные и неодушевлённые имена существительные. Ребята, мы знаем, что у каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). Морфология - это наука, которая изучает различные части речи. Давайте вспомним, с какими частями речи мы уже познакомились на уроках русского языка? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, место-имение, имя числительное и т.д.)

Имя существительное одна из главных частей речи. Ещё древние люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Имя сущест-вительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи. По данным исследованиям, из 9000 слов наиболее употребляемых слов, сущест-вительных около 4000. Имена существительные – это слова, кото-рые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? или что?

- Послушайте стихотворение об этой части речи

Существительных в природе,
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? — вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

( Учитель показывает слайды, а ученики ставят вопрос к этому слову)

3. Игра «Закончи предложение»

- Я знаю части речи…. (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное)

- Существительное обозначает …. (предмет)

- Существительное отвечает на вопросы ….. (кто?, что?)

- Существительное в предложении является ….. (главным или второстепенным членом предложения)

- Глагол обозначает … (действие предмета)

- Глагол отвечает на вопросы…( что делает? , что делают? и др.)

- Имя прилагательное обозначает…( признак предмета)

- Имя прилагательное отвечает на вопросы… ( какой?, какая?, какое?, какие?)

4.Фронтальная работа.

Послушайте строки из стихотворения С.Я. Маршака «Великан».

Вынимает он из шкафа

Длинноногого жирафа,

А из ящика стола –

Длинноухого осла.

- Найдите имена существительные и поставьте их в начальную форму.

IV. Мотивация к учебной деятельности

1.Минута каллиграфии.

Отгадайте загадку

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец – то ты пришла

К нам волшебница……( ЗИМА)

- Назовите зимние месяцы.

Какое время года хозяйничает сейчас в природе?

- Сегодня Зима заглянула и к нам на урок. Давайте уважим гостью и красиво пропишем букву, с которой начинается слово «зима».

Зз

- Что обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этим звукам.

( Дети прописывают заглавную и строчную буквы в соединении.)

- К слову ЗИМА подобрать однокоренные слова и записать , выделить корень.

Зима, зимушка, зимний, перезимовать.

- К какой части речи относятся эти слова?

2. Словарная работа.

- Наши уроки не обходятся без словарной работы.

На доске слова:  Лё_, в_юга, хо_ей, сн_жок, радос_ный, р_бята.

- Парный звонкий и глухой согласный (лёд).

- Разделительный мягкий знак (вьюга).

- Удвоенный согласный (хоккей).

- Безударный гласный в корне слова (снежок).

- Непроизносимый согласный (радостный).

- Удвоенный согласный (хоккей).

- Что вы можете сказать о слове ребята ? Можно ли к нему подобрать прове-рочное?

- Написание какой буквы нужно запомнить?

3. Игра «Добрый волшебник Имя Существительное».

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».

Правила игры:

Замените одну букву в слове и превращаем из неживого в живое

коса;

мак;

капля;

сон.

- Прочитайте слова.

- Что у них общего?

- Какой вопрос зададим к этим словам? (Что?)

- Какие это имена существительные?

- Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

коза;

рак;

цапля;

сом.

- Как назовем одним словом? Сделаем вывод.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных. Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевлённый предмет стать неодушевлённым или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевлённость и неодушевлённость - это постоянный признак имени существительного).

4. Физминутка

Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне. ( водяной, подружки, пиявки, лягушки)

V. Самоопределение к деятельности.

1. Работа над алгоритмом

Что обозначают имена существительные, отвечающие: на вопрос кто?, на вопрос что?

Алгоритм, как определить одушевленные и неодушевленные имена существи-тельные:

  1. Читаем;

  2. Задаём вопрос;

  3. Определяем

Кто? Одушевленные имена существительные.

Что? Неодушевленные имена существительные.

Вопрос (кто?) мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных

- Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос кто.

Кто? Мальчик, девочка, мама, дедушка, собака, кошка, ворона, лягушка.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос (что?)  мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.

- Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос что.

Что? Зима, листья, автобус, пенал, сапоги, дом, малина, рябина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

VI. Работа над темой урока.

1).Сообщение темы, целей урока.

Тема сегодняшнего урока одушевленные и неодушевленные имена существи-тельные.

2). Знакомство с правилом.

Откройте учебник на странице 15. Прочитаем правило, приведем примеры.

3). «Найдите лишнее слово»

1) ручей, ребенок, гроза, книга

2) сова, ученица, конь, пень

3) собака, туман, город, пенал

4). Работа по учебнику.

Упр.15 с.12.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.

- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)

- Давайте теперь выполним письменное задание.

( по 2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)

5). Физминутка «Внимательные руки».

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем руки, если неодушевленное - опускаемаем.

Королева, яблоко, принц, молоко, поэт, зебра, часы, день, ветер, озеро, мышь, баянист, книга, лётчик, самолёт, кукушка, музыка, волшебник, праздник, за-яц, дорога, воробей.

6). Работа по учебнику.

Упр.16 стр. 12

Ребята, а сейчас у нас необычное упражнение. Мы познакомимся с лек-сическим значением устаревших слов, которые почти не употребляются в современной речи. Славный богатырь русский Алёша Попович принёс грамоту волшебную, в которой раскрывается смысл каждого слова. Часто и Алёше необходима помощь, не справится он без наших знаний. Ведь в жизни пригодится не только сила богатырская, но и головушка умная. Поможем Алеше Поповичу преодолеть преграды при помощи наших знаний, а Алёшу познакомим с нашей новой темой. И вот уже тут нужны ваши знания. Ведь знания - это сила. 

- Прочитайте слова.

- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова? Послушайте информацию об этих словах.

Царь - единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул. Тот, кто безраздельно обладает чем-нибудь.

Око – глаза.

Уста - губы

Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Профессия купца известна ещё в древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в насе-лённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен.

Престол - священное место, как представительство высшего, на небесах и на земли. В церкви, столик в алтаре, перед царскими вратами, на коем соверша-ется таинство Евхаристии.

Чело — древнеруское название лобной части головы, центральной или пе-редней части чего-либо.

Слуга - в дореволюционном быту и в капиталистических странах: человек для личных услуг, прислуживания в богатых домах, а также в гостинице, ресторане и т. Д

Кольчуга - защитная рубашка из металлических колец, составлявшая часть снаряжения воина в древнее время. 

Перст - палец, ручной или ножной.

Вершок - Русская мера длины, равная 4,4 см, применявшаяся до введения метрической системы. Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. 

Барин - это помещик, хозяин владений, на территории которого трудятся крестьяне и дворовые. Крепостное право в России отменили более ста пяти-десяти лет назад. Но слово "барин" не вышло из обихода.

Кафтан - старинная русская мужская одежда с длинными рукавами.

Карета - Закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах.

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по так называемому бечевнику), тянул, с артелью, при помощи бечевы речное судно против течения.

Ветрило – парус.

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

VII. Закрепление изученного материала.

Задание от славного богатыря русского Алёши Поповича выполнить тест

( Самостоятельная работа)

VIII. Рефлексия.

- Назовите одушевлённые имена существительные и неодушевленные имена существительные .

- Что обозначают одушевленные имена существительные?

- Что обозначают неодушевленные имена существительные?

- Оцените свою работу?

IX. Подведение итогов урока.

- Над какой частью речи работали?

- Какие слова отвечают на вопрос КТО?

- А какие на вопрос ЧТО? Почему?

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что такое устаревшие слова?

- Чему учились на уроке? Что нового узнали?

Алешу правилам научили, он благодарит вас за помощь, за активную работу на уроке.

X. Домашнее задание Правило с.13, упражнение 18.