Тема: Повторение. Виды сложных предложений. ССП.
Цель: обобщить знания учащихся по теме «СП».
Задачи:
познавательные: отработать умения классифицировать СП, составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места знака препинания и выбор необходимого знака;
развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию;
воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине, к родной природе, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через использование высокохудожественных текстов.
Тип урока: урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков).
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите друг другу тепло своей души, получите заряд положительных эмоций, которые вас, ребята, настроят на активную творческую работу на уроке.
Звучит стихотворении А.А.Ахматовой
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает плуг,
Шумят деревья, весело – сухие, и теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
- Обратите внимание на стихотворение, которое только что прозвучало. Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?
-Верно. Ответив на вопрос, вы сформулировали тему нашего урока.
Запись числа и темы урока.
- сформулируйте цель нашего урока
Цель: повторить все…(виды) сложных предложений;
- развивать умения различать… (СП, ПП.)
Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения и простые. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». - Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Орфоэпическая разминка
Расставить ударение в словах.
Баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.
Задание 2. Распределите слова в 2 столбика: в первый запишите слова с удвоенной согласной, во второй - с одинарной согласной.
Драма, апелляция, аттестат, галерея, кристалл, сумма, коридор, иллюстрация, гуманизм, комментарий, ресурсы, юннат, расизм, комментарий, карикатура, группа.
Задание 3. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где - подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение - это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако - подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?
9. [ ], (который...). - схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
-Итак, чем отличается простое предложение от сложного?
Какие предложения мы называем ССП, СПП, БСП, многочленными?
А) Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Б) Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, в которых одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами.
В) Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, в котором образующие его части связаны между собой по смыслу и интонационно.
Г) Многочленные предложения - это предложения, в которых простые предложения могут быть объединены разными видами союзной и бессоюзной связи.
2. Работа по карточкам Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению, начертите схему. (Все в тетради, три ученика по очереди у доски).
Хотя двор и сад всё еще были в т..ни, но уже ран..ие лучи ярко и холодно з..л..тили розовые, ж..лтые и голубые тыквы, ра..ложенные на камыш..вой крыш.. той мазанки, где жили сторожа, нанятые на лето, и старик, встав раньше всех, с удовольствием разглядывал свое х..зяйство.
Заз..л..нели парки, и, хотя ночи были тёмными, чу..ствовалось пр..ближение той радостной и тр..вожной поры, когда блеклый дневной свет (не) гасн..т и по ночам.
В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками на землеи деревья стоят в снежном пл..ну.
Задание: расставьте знаки препинания и объясняем постановку запятых.
1. Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.
2. Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.
3.Солнце дымное встает – будет день горячим.
Задание: переконструируйте союзные предложения в бессоюзные, расставьте знаки препинания, объясните.
1. Звезды высыпали на небе, и месяц загнулся игривой дугой, и мелкие облачка подсвечены таинственным светом.
2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.
3. Картина была чудесная, потому что около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение.
4. На улице проливной дождь, так что выйти невозможно.
Полученные предложения.
1. Звезды высыпали на небе, месяц загнулся игривой дугой, мелкие облачка подсвечены таинственным светом. (одновременность)
2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд. (последовательность)
3.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (второе предложение раскрывает содержание первой части)
4. На улице проливной дождь - выйти невозможно. (следствие)
Вывод: БСП могут быть синонимичны ССП, СПП.
3. Динамическая пауза
- Прервем наш труд на несколько минут. На партах перед вами лежат отдельные выражения. Это строки стихотворения русского поэта. Возьмите каждый свой лист с «осколком», поднимите его, потянитесь, посмотрите на цвет тех листов, которые подобны вашему, объединитесь в группы и постарайтесь собрать «осколки» в строфу.
- Что получилось у ребят с листами белого, розового и синего цвета?
- Какому поэту принадлежат эти поэтические строки?
(Сергею Есенину «Отговорила роща золотая»)
Портрет Есенина, текст стихотворения. ( на слайде)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Слово учителя
Вся поэзия Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, это музыка, в которой мы ощущаем необычайную простоту, естественность, легкость. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи поэта.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
(Немного грустное, но несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь, остро чувствует красоту природы; возникает ощущение гармонии мира и человека)
- Какие виды сложных предложений вы увидели в тексте стихотворения?
- Как вы думаете, почему в художественных произведениях чаще всего используются сложные синтаксические конструкции?
(Они помогают развернуто и широко выразить мысль, более глубоко описать чувства, которые мы испытываем. ПП предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а СП дают возможность не путаться, не повторять одни и те же слова).
Вывод: СП делают речь выразительной, красивой, эмоционально – окрашенной, придают изложению более точный характер.
4. Комплексный анализ текста
- А сейчас обратим внимание на текст, лежащий у вас на парте. Это отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
1) Казакует по родимой степи восточный ветер. 2) Лога позанесло снегом.
3) Падины и яры сровняло.4) Нет ни дорог, ни тропок. 5) Кругом,
прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6) Будто мертва степь.7) Изредка
пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в
снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла.8) Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. 9) Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.
10) Но под снегом все же живет степь. 11) Там, где как замерзшие волны,
бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит
заборонованная с осени земля, - там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. 12) Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае. 13) И оно встанет, выждав время! 14) Будут биться в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок.15) И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. 16) До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на ток литые, тяжеловесные зерна.
- Прочитаем его выразительно. (Читает специально подготовленный ученик на фоне видеоролика к этому отрывку - опережающее задание).
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Почему?
(Потому что он эмоционально воздействует на читателя с помощью созданных образов; большое разнообразие изобразительно – выразительных средств языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
- К какому типу речи относится этот текст? (Описание)
- Каково общее настроение этого отрывка? (начинается пейзаж с описания «мертвой» степи, настроение тревожное, грустное).
- Как передается состояние «мертвой», зимней степи? (Здесь нет движения: многие предложения лишены глаголов, нет звуков, а полет ворона не оживляет картину, а делает её еще более зловещей).
- Что значит слово «потаённая»? (Скрытая, тайная)
- Какие краски находит автор для изображения потаённой жизни степи, как передано скрытое от глаз движение? (Присмотревшись, видим тайную жизнь, где есть краски (шелковисто – зеленое), едва ощутимое движение к весне (неоднократное повторение слов, образованных от слова жизнь: степь живет, жадные живучие корни, живительная кровь).
- Можно сказать, что финальные строки отрывка оптимистичны? (Они являются гимном весне, мы чувствуем, ещё немножко и степь взорвется буйством красок).
- Как бы вы озаглавили отрывок? ( Потаенная жизнь степи. Степь в предверии весны).
- А теперь выполните задания, которые вы видите на экране.
Задания к тексту
Из 7 предложения выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.
2. В предложениях 7 – 9 найти действительное причастие настоящего времени.
3Среди 10 – 14 предложений найти СПП с придаточным места.
4. Среди 12 – 14 предложений найти СПП с однородным подчинением.
Ключи
Изредка
Стонущий
11
12
10. Рефлексия.
- Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?
- Как вы ощущали себя на уроке?
- Над чем вам нужно ещё поработать?
11. Домашнее задание.
Выполнить тест.