СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 6 класс, на тему: "Морфемный разбор".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку 6 класс, на тему: "Морфемный разбор"(открытый урок).

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 6 класс, на тему: "Морфемный разбор".»

Учитель русского языка и литературы: Ишкинина Алсу Хисматулловна


Дата урока:

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: Морфемный и словообразовательный разбор слова

Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала

Цели урока: сформировать представление о порядке морфемного разбора слова

Задачи: закрепить умение делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова.

Задача педагога:

Закрепить навыки проведения словообразовательного разбора слов и на его основе разбора слов по составу

Планируемые результаты: умения определять способы образования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.




Этап урока

Деятельность учителя


Формируемые УУД и предметные действия

Деятельность ученика


Организа

ционный этап

Добрый день, уважаемые коллеги и ребята! Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Спасибо, садитесь.

(отчет дежурного)



Ребята, давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная наша задача – быть внимательными, активными, трудолюбивыми. Мы покажем, как мы знаем учебный материал, что мы знаем, как мы умеем работать.

Я вижу, что вы готовы к уроку и (рабоч.место)

Откройте тетради и запишите дату и классная работа. Тему урока запишем позже.


Приветствие учителя, гостей

Мотивационно-целевой этап


Итак, ребята давайте, мы с вами проведем устный опрос: читаем вопрос, отвечаем быстро, не с места, а поднимаем руки. Внимание на экран.

(Вопросы,слайды-8 штук).

ВЫВОД: какой раздел мы с вами изучили?(морфема, словообразование, орфография).

Хорошо. Теперь, я бы хотела, чтобы вы поработали доски.

Из упр.58, а это было у нас д/з, запишите слова, которые необходимо было найти в этимологическом словаре, чтобы определить их морфемный состав и способ образования.*****(2 ученика)к доске графически обозначая морфемы.

А вы, ребята, в тетрадях делаете орфографический практикум, второй пункт. (стр.38)

Проверяем. (тех, которые работали у доски).

А все нашли эти слова по этимологическому словарю?? Кто хочет прочитать? ******Умницы.



ВЫВОД: Для чего нужен был

СЛОВАРЬ (ЭТИМ, СЛОВООБР.)


Давайте, ребята из дом.задания возьмём слово ПРИХОДИТЬ и карточка с схемой).Проверьте, у всех так?

Вопрос:Из орфографического практикума найдите словосочетания, которые объяснит, что мы обозначили в этих словах? Найдите это словосочетания.(словообр.разбор и морфемный состав)








Итак, значит тема нашего урока Морфемный и словообразовательный разбор слова.(слайд)

Познавательные: мышление, соотнесение понятий,

Регулятивные: постановка учебной цели,


Целеполагание Ориентировочный этап


-Ребята, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?(словообразован. закреплять умение определять способы образовании слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора).При помощи каких морфем вы сможете образовать новые слова?


Ребята,

для того, чтобы правильно выделить морфемы мы должны знать : морфемный разбор, а чтобы узнать как образовано слово- словообраз.разбор. и

Хорошо



Регулятивные: планирование,

Личностные: самоконтроль,

Познавательные: формулировка познавательной цели

Постановка вопросов, на которые необходимо найти ответ


тема связана с морфемами, цель – узнать способы словообразования

Поисково-исследовательский этап

Как вы поним

аете, что значит морфемный разбор? И что значит словообразовательный разбор? Какова цель морфемного и словообразовательного разбора ? (дети стараются отвечать)

Открыли учебник, стр.39.Читаем правило.

Хорошо.

Ребята, для того, чтобы понять, чем отличается морфемный разбор от словообразовательного , мы составим сравнительную таблицу. Открыли тетради по подготовке ГИА. И чертим таблицу

(Дети на местах, а я на доске). Чтобы нам легче было работать, у нас имеется план.,в учебнике и на слайде.

Читает ***

Читает ***


Положили ручки, карандаши и смотрим и читаем плана для чего нужен нам план работы?(ответы детей) И по плану будем работать (СЛАЙД)


(прибрежный)


Прибрежный- 1) имеет значение находящийся на берегу или у берега


2)образовано от слова БЕРЕГ(г/ж)

Производящая основа-бреж

3) Образовано с помощью приставки -при- и суффикса –н-

4) Приставочно-суффикс.
















Познавательные: поиск и отбор информации, построение высказывания

Регулятивные: самоконтроль, коррекция действий, Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе

Читают теоретический материал на стр. 94,95

Практический этап






















Закрепление

1.Работа по учебнику.Упр.64.

Эту работу будете выполнять в парах.

***** на доске разбирает слово ПОДБЕРЕЗОВИК.

( ТАБЛ)

Читают задание.

Взаимопроверка .



ФИЗМИН.(хлопок по способ слов)

Лесной суф.

Перешагнуть

Домик

Подоконник

Мореход

Теплоход

Листопад

Ленточка преотличный


Открыли рабоч. Тетради.Задание 3.

Прочитайте задание.(***)

Слово ДВОР-дворняжка


Разобрать слово ДВОРНЯЖКА по составу - это не ракету в космос запустить. Кстати, первыми космонавтами были именно дворняги, в том числе знаменитые Лайка, Белка и Стрелка. Однако давайте вернёмся к русскому языку.



Пишем в таблицу

Морфемный разбор ДВОРНЯЖКА

Словообраз-й:

1)Имеет значение-беспородная собака

2.)Образовано от двор.

3)Припомощи суфф. –Н-дворный,

-яж-уменьш.ласк.

-к-

А-оконч

4)Способ:суффикс.


ВЫВОД. И ТАБЛ. ВЫВОД: Для чего мы ,с какой целью выполн.это задание?

(понять различие м/у морфемным и словообраз.разбором)

Правильно.

Теперь внимание на экран!

(На Экране С фотографии знаменитых личностей. Они вам знакомы?

Где они родились, с какого района?

Ф.Шамгулов-Герой Сов.Союза

А.Филлипов- родом с Юмагузино.( Но мы сегодня поговорим о Ш.Худайбердине .Почему?

У нас **** подготовил Отрывок из выступления.Давайте, послушаем.Молодец,садись.


земляк, нарком, большевик-революционер, командующий


(морфемный разбор, по цепочке доска)

И еще Ф.Шамгулов родом он из Ялчино, где находится, БЛИЗЛЕЖАЩИЙ(Карточка.


А теперь давайте попробуем определить способ словообразования следующих слов?


Познавательный: выбор способов решения задач

Регулятивные: самоконтроль,

Личностные: самооценка

Записывают способы словообразования в тетрадь с примерами



















Определяют способ образования слов












Выполняют упр. Проверка. Самооценка

Рефлексивно-оценочный этап

Итак, ребята наш урок подходит концу.

Какова была тема урока?

С какими способами, разборами мы познакомились?

Что мы должны были узнать?


Предлагаю устно продолжить неоконченные предложения:


  • Я вспомнил, что…

  • Я понял…

  • Вызвало затруднение…

  • Нужно выучить…

  • Как вы сегодня работали, какие оценки вы бы себе поставили?

  • Потом Я.







Познавательный: постановка цели ликвидировать пробелы самостоятельно, Регулятивные: осуществление контроля и коррекция действий


Домашнее задание

Записывает на доске Предлагаю варианты дифференцированного домашнего задания

Упр.63(п)

Подготовка к зачету повторить весь раздел

Проектная работа на тему «Магазин»


сайта www.udarenieru.ru,


Записывают в дневник



Кольчуга - Этимологический словарь русского языка...

Kingelpanzer (Kingel «кольцо», Panzer «панцирь»). Кольчуга как вид защитной одежды пришла от немцев. Буквально — «состоящая из металлических колец».





Кольчуга - Современный толковый словарь - Энциклопедии...

Кольчуга Кольчуга доспех, рубашка из железных колец. Появилась в 1-м тыс. до н. э. в Ассирии.



Кольчуга - Толковый словарь Ушакова - Энциклопедии & Словари

Толковый словарь Ушакова. кольчуги, ж. (истор.). Защитная рубашка из металлических колец, составлявшая часть снаряжения воина в древнее время.




















Приходить:
при - приставка,
ход - корень,
ить - суффикс.
окончание - нулевое

Кольчуга:
кольчуг - корень
а - окончание

Горница:
горниц - корень,
а - окончание.

Переговариваться:
пере - приставка,
говар - корень,
ив, ать, ся - суффикс.




авязывать -приставочно-суффиксальный Приставка: за-; корень: -вяз-; суффикс: -ыва; глагольное окончание: -ть., дворняжка - суффиксальный Корень: -двор-; суффиксы: -н-яж-к-; окончание: -а.,
кольцо - Корень: -кольц-; окончание: -о.,
настольный - приставочно-суффиксальный, Приставка: на-; корень: -столь-; суффикс: -н; окончание: -ый.
ижица-Корень: -ижиц-; окончание: -а.
опилки - приставочно-суфф. Приставка: о-; корень: -пил-; суффикс: -к; окончание: -и.
Девятнадцать- приставочный, Корень: -девят-; приставка: -на-; корень: -дцать-,
подберезовик-пристав-суфф, Приставка: под-; корень: -берёз-; суффиксы: -ов-ик-.
ловить- суффик-ый, Корень: -лов-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.