СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по подготовке к ОГЭ.

Цели урока:

  • обобщение знаний учащихся по теории русского языка;
  • расширение представлений школьников о событиях Вов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • применение знаний, умений, навыков на практике;
  • совершенствование навыков работы с текстом.

Воспитательные:

  • углубление представлений о понятиях, связанных с этическими, моральными и культурными аспектами военных действий.

Развивающие:

  • продолжение формирования у учащихся навыков работы с художественным текстом;
  • расширение представлений учащихся о событиях Вов на основе предложенных текстов;
  • развитие критического мышления  учащихся через чтение и письмо.

I. Организационный этап.

Путь к новому, к открытиям никогда не бывает слишком легким. Преодолевая трудности, вы тоже шагаете вперед, к знаниям. И вот скоро наступят те дни, когда каждый из вас должен будет показать то, чему он научился за 9 лет в школе. Это дни выпускных экзаменов. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА.

II. Этап актуализации знаний, практических и умственных умений.

- По ходу работы на уроке мы заполняем лист самооценки.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Экзамен, выдержанный войной”

1. Подберите синонимы  к слову ВОЙНА (борьба, борение; столкновение; поход, кампания, нашествие, блокада)

2. Проверка д/з. Зачитываем синквейны, вносим баллы в лист самооценки (1 строка – 1 балл)

Война Священная, жестокая. Мстит, озлобляет, изнуряет. Даёт возможность захватить. Борьба.

Война. Беспощадная, напрасная. Стреляют, убивают, допрашивают. Война — это зло, позорящее человеческий род. Смерть.

Война. Отечественная, жестокая. Побеждают, проигрывают, сдаются. Конец войны видели только мертвые. Ужас.

Война. Глобальная, мировая. Умирают, взрывают, расстреливают. На войне все средства хороши. Победа.

Битва Долгая, страшная. Убивает, разрушает, защищает. Я не хочу войны. Гордость

Битва Страшная, долгая. Убивает, рушит, ломает. Эта битва очень жестокая. Победа!

Солдаты Смелые, храбрые. Воюют, целятся, побеждают. Мы гордимся смелыми солдатами. Салют!!!

Составьте три словосочетания с разными типами связи, используя слова военной тематики, определите способ подчинительной связи (беспощадная война, участвовать в войне, умирать страшно, уверенность в победе, держать оборону, воронка от снаряда, пленный солдат, полевой госпиталь)

- Зачитываем словосочетания, заполняем лист самооценки (1словосочетание – 1 балл)

- А теперь запишите словосочетание ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ. Определите тип связи слов в нем. Замените на словосочетание, построенное на основе управления. (СРАЖЕНИЕ ТАНКОВ).

- Обратимся к фото, которые представлены на экране. Что видите на них? ( Вечный огонь у Кремлевской стены, памятник на площади Победы в нашем городе)

- С какой целью создавались эти памятники?

Следующее задание: найти и выписать грамматическую основу предложений.

  • Семьдесят лет отделяют  нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  • Касимовцы внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом.
  • Читая книгу Т. Куприной «Герои-касимовцы», мы узнаем имена защитников Родины.
  • Биографии героев – это часть истории нашего края.

 В следующих предложениях необходимо указать количество грамматических основ и доказать, что это так.

Комаров Сергей Петрович, уроженец села Токарево Касимовского района, участвовал в Бобруйской, Варшавской, Берлинской операциях.

За мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, старший сержант Уткин В.Ф. был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями.

15 октября 1943 года Калмыков А.С. переправился через Днепр и при помощи сигнальных ракет управлял огнём своего дивизиона, благодаря чему через реку смогли переправиться стрелковые части, которые захватили плацдарм в районе посёлка Радуль Репкинского района Черниговской области Украинской ССР.

- В последнем предложении вы прочитали о том, что наш земляк принимал участие в освобождении Украины. Нельзя согласиться с тем мнением, что пытаются навязать проамериканские СМИ, утверждая, что русские солдаты – оккупанты, а не освободители.

- А как вы считаете, было ли страшно на войне солдатам?

-В доказательство того, что было страшно, приведу строки из стих-я  Кто говоритчто на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад. В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание - старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ "...негоден к несению военной службы". 

- Какими качествами должны обладать люди, защищающие свою страну от врагов?

Поработаем с текстом С. Алексеева.

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ БАТАЛЬОН

(1)Бой шёл у селения Крутой Лог. (2)Это южнее Курска. (3)Отсюда, со стороны Белгорода, наносили фашисты второй удар. (4)Рвались они на Корочу, на Обоянь, на Прохоровку. (5)Здесь, у селения Крутой Лог, как раз в направлении на Корочу, держал оборону стрелковый батальон капитана Бельгина.

(6)120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы.

—(7) Противотанковые ружья к бою! Гранаты к бою! — командует капитан Бельгии.

(8)Сдержали наши удар фашистов. Откатились назад фашисты.

(9)Откатились.(10) Чуть переждали. (11)Снова идут в атаку. (12)На этот раз за танками идёт пехота.

— (13)Пропускай танки! — командует Бельгии.

(14)Знают солдаты, что значит пропустить танки. (15)Укрылись они в окопах.(16)Проползли над ними фашистские танки. (17)Поднялись бойцы, открыли огонь по фашистской пехоте. (18)Беззащитной оказалась теперь пехота. (19)Немалый урон нанёс батальон фашистам. (20)Пока развернулись танки, пока пришли на помощь своим солдатам — защищать оказалось некого: легла под метким огнём советских стрелков вражеская пехота. (21)Взялись наши солдаты теперь за танки. (22)Достаётся фашистским танкам.

(23)Удержали рубеж советские солдаты. (24)Откатились назад фашисты.

(24)Откатились фашисты. (25)Чуть переждали. (26)В третий раз начинают они атаку.

(27)Опять пошли танки. (28)Ревут моторы. (29)За танками грозно идёт пехота.

— (30)Пропускай танки! — снова дана команда.

(31)Укрылись солдаты в окопах. (32)Ждут, когда пройдут над головами танки.

— (33)Сейчас пройдут, и тогда не зевай, — рассуждают солдаты.

— (34)Снова покажем фашистам!

(35)Всё ближе к окопам танки, всё ближе. (36)И вдруг, подойдя к окопам, остановились танки. (37)Остановились. (38)Затем развернулись. (39)И стали «утюжить», то есть ходить по нашим окопам. (40)Ждут фашисты: вот-вот побегут из окопов советские солдаты.

—(41) Ну как?

— (42)Не бегут, — отвечают фашистам. — (43)Держатся.

(44)И верно — держатся.

(45)Открыли тогда фашисты пулемётный огонь по окопам. (46)Ждут фашисты: вот-вот побегут солдаты.

— (47)Ну как?

—(48) Не бегут, — отвечают фашистам. —(49) Держатся.

(50)И верно — держатся.

(51)Но не только держались и удержались советские солдаты. (52)Не прекращали с фашистами бой. (53)Тридцать девять фашистских танков подорвали советские солдаты к концу сражения. (54)Уничтожили без малого тысячу фашистов.

(55)Отступили опять фашисты.

(56)«Железным батальоном» назвали за этот бой батальон капитана Бельгина. (57)Точное очень слово. (58)Ищи, не найдёшь другого. (С. Алексеев)

1.В предложении 56 найдите средство художественной выразительности (метафора-железный батальон)

2. Из предложениЙ 42-43 текста выпишите слово, где букв больше, чем звуков (держатся)

3. Из предложений 24-26 текста выпишите слово с чередующейся гласной в корне (начинают)

4. Из предложения 15-19 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного (беззащитной)

5. Из предложений 27-32 выпишите слово, написание суффикса в котором определяется правилом: “В суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н”(дана)

6. Замените слово ревут в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом (гудят).

7. Замените словосочетание  вражеская пехота (предложение 20) со связью согласование синтаксическим синонимом со связью управление (пехота врага)

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 5 (батальон держал оборону)

9. Среди предложений 31-39 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (36)

10. Определить количество грамматических основ в предложении 20 (4)

11. Среди предложений 23–32 найдите простое (-ые) предложение (-я) неопределенно-личное (-ые). (25)

- Подводим итоги выполнения грамматических заданий, заносим их в лист самооценки.

- Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?». (Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой. Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу. Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй. В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.) 

 

- Учащиеся читают свои работы. Анализируют, согласно критериям оценки. Максимальная оценка – 4 балла.

IV. Этап подведения итогов и результатов урока. Рефлексия учащихся.

Урок заканчивается. Я думаю, что тексты, с которыми мы сегодня работали, расширили ваши знания об участниках ВОв, а также помогли увереннее анализировать тексты и свободно высказывать собственное мнение.

Выставление и комментирование оценок (на основе листа самооценки).

  • 23-21 баллов “5”
  • 20-16 баллов “4”
  • 15-11 баллов “3”
  • 10-0 баллов “2”

Лист самооценки

_____________________________________________________________________

Вид деятельности

Максимальный балл

Полученный балл

1

Синквейн

5

 

2

Составление словосочетаний

3

 

3

Работа с тестом

11

 

4

Мини сочинение - рассуждение

4

 

 

 

 

 

 

(1)Бой шёл у селения Крутой Лог. (2)Это южнее Курска. (3)Отсюда, со стороны Белгорода, наносили фашисты второй удар. (4)Рвались они на Корочу, на Обоянь, на Прохоровку. (5)Здесь, у селения Крутой Лог, как раз в направлении на Корочу, держал оборону стрелковый батальон капитана Бельгина.

(6)120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы.

—(7) Противотанковые ружья к бою! Гранаты к бою! — командует капитан Бельгии.

(8)Сдержали наши удар фашистов. Откатились назад фашисты.

(9)Откатились.(10) Чуть переждали. (11)Снова идут в атаку. (12)На этот раз за танками идёт пехота.

— (13)Пропускай танки! — командует Бельгии.

(14)Знают солдаты, что значит пропустить танки. (15)Укрылись они в окопах.(16)Проползли над ними фашистские танки. (17)Поднялись бойцы, открыли огонь по фашистской пехоте. (18)Беззащитной оказалась теперь пехота. (19)Немалый урон нанёс батальон фашистам. (20)Пока развернулись танки, пока пришли на помощь своим солдатам — защищать оказалось некого: легла под метким огнём советских стрелков вражеская пехота. (21)Взялись наши солдаты теперь за танки. (22)Достаётся фашистским танкам.

(23)Удержали рубеж советские солдаты. (24)Откатились назад фашисты.

(24)Откатились фашисты. (25)Чуть переждали. (26)В третий раз начинают они атаку.

(27)Опять пошли танки. (28)Ревут моторы. (29)За танками грозно идёт пехота.

— (30)Пропускай танки! — снова дана команда.

(31)Укрылись солдаты в окопах. (32)Ждут, когда пройдут над головами танки.

— (33)Сейчас пройдут, и тогда не зевай, — рассуждают солдаты.

— (34)Снова покажем фашистам!

(35)Всё ближе к окопам танки, всё ближе. (36)И вдруг, подойдя к окопам, остановились танки. (37)Остановились. (38)Затем развернулись. (39)И стали «утюжить», то есть ходить по нашим окопам. (40)Ждут фашисты: вот-вот побегут из окопов советские солдаты.

—(41) Ну как?

— (42)Не бегут, — отвечают фашистам. — (43)Держатся.

(44)И верно — держатся.

(45)Открыли тогда фашисты пулемётный огонь по окопам. (46)Ждут фашисты: вот-вот побегут солдаты.

— (47)Ну как?

—(48) Не бегут, — отвечают фашистам. —(49) Держатся.

(50)И верно — держатся.

(51)Но не только держались и удержались советские солдаты. (52)Не прекращали с фашистами бой. (53)Тридцать девять фашистских танков подорвали советские солдаты к концу сражения. (54)Уничтожили без малого тысячу фашистов.

(55)Отступили опять фашисты.

(56)«Железным батальоном» назвали за этот бой батальон капитана Бельгина. (57)Точное очень слово. (58)Ищи, не найдёшь другого. (С. Алексеев)

 

Критерии оценивания мини-сочинения:

С1К1  Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос – 1 балл

С1К2  Наличие примеров-аргументов  2 аргумента – 2 балла

С1К3  Композиционная стройность  работы – 1 балл