СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Султанова Ангелина Сергеевна

Тема урока: «Слог. Перенос слов».

Класс: 2

Цель урока: формирование умения переносить слова с одной строки на другую.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую:

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, строить умозаключения;

Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группах; воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

фрагмента

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

организации

учебной

деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная,

П- парная,

Г- групповая)

Дидактические

средства,

интерактивное

оборудование

Формы

контроля,

взаимоконтроля

и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметые

(П-познаваельные, Р - регулятивные,

К – коммуник ативные)

Личостные

1. Этап мотивации

Подготовить учащихся к дальнейшей деятельности.

Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Беседа. Подготовка к уроку, создание положительного настроя к учебной деятельности

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.


- -Девиз нашего урока (хором):

Организуют пространство.







-Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!

Ф




Р: контролируют свои действия; создание ситуации успеха.


2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Актуализировать ранее изученный материал, необходимый для изучения темы. Развивать восприятие, память любовь к предмету. Воспитывать усидчивость.

Беседа/самостоятельная работа

Подготовка к изучению нового материала.

-Откройте тетради и запишите дату и

Классная работа


-Прочитайте слова с доски.


-Что это за слова?

(На доске слова)

-Постарайтесь записать их орфографически правильно.


Взаимопроверка. (по образцу на доске)

Записывают в тетради.










- С непроверяемым написанием








Проверяют по образцу.

Ф


И












Слова: К…ртофель, …гурец, к…пуста, ул…ца, п..тух, к…ртина, д…ревня, вес…ло, маг…азин.


- Образец проверки.

взаимопроверка


Р:

принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.


3. Этап выявления места и причины затруднения

продолжают выполнение заданий, задают уточняющие вопросы и подводят к выявлению причины затруднения.

Беседа.

Отвечают на вопросы учителя.

Ребенок у доски выполняет задание, остальные работают в тетради, оценивают правильность выполнения работы

- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с новым словарным словом.

У нас сегодня на уроке очень много света и тепла , потому что улыбается солнышко. А какой цвет возникает при слове «солнышко»? На слайде записано слово «жолтый». Проверьте по орфографическому словарю, нет ли ошибок в записи?


- Запишите слово правильно, подчеркните буквы, которые надо запомнить.


- Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится?

Сколько звуков обозначает буква ё в этом слове?


-Какой звук обозначает буква ж?


Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)


- Поставьте в слове ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.







слушают

















Проверяют





















- Буква Ё на ме­сте звука О.









отвечают

Ф, И

Слово «жолтый».

Самоконтроль

Закрепляют написание словарных слов.


Закрепляют понятие однокоренные слова, знакомятся с новым словарным словом

Р: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


4. Этап построения выходы и затруднения

Подвести обучающихся к постановке темы и цели урока. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность

Беседа

Выявление основной проблемы урока.

-А теперь все внимательно посмотрите на доску.


-Что видите?




-Прочитайте.

-Докажите, что это предложение.


-Я решила его записать, и у меня слово «огромный» не помещается на строке.

-Как мне поступить?

-Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?

-Да, переносить слова надо по правилам.

-Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Для чего это надо?







-Чему вы можете научиться сегодня?






Дети в лесу увидели огромный пень.

- предложение

- Оно имеет оконченную мысль, все слова связаны по смыслу.




- перенести.

- Конечно по правилам.


- О том, как переносить слова.

- Перенос слова.

- Бывает так, что при записи слов, предложений – на строке не хватает места и тогда слово надо переносить, а переносить слово нужно по особым правилам.

- Научимся переносить слова

Ф

Картинка:

Дети в лесу увидели огромный пень.

Взаимоконтроль и самоконтроль


Р: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.



П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.




К: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;

проявляют интерес к изучаемому предмету

5. Этап реализации построенного проекта

Определить новые знания, смысл изученного. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность.

Беседа


Создание проблемной ситуации.

- А пока посмотрим, по какому плану будем работать.



1. Узнаем правила переноса.

2. Будем учиться применять новые знания при письме.



-В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса.

-Сегодня на уроке перед нами стоит задача раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую.

-Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.

-Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима?

Пожар?

Коза?

Комар?

-Как же мы переносили слова?



Слайд

(Учитель открывает 1 правило – «Слова переносятся по слогам»)

-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?

-Для решения этой проблемы выполним задания.

-Сейчас вы будете работать в группах. Что мы должны помнить?

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

-Вам надо найти ошибки и определить какое правило здесь нарушено. Сформулируйте это правило.

А план работы такой:

1. Прочитать слова.

2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3. Посмотреть, где стоит знак переноса.

4. Сформулировать правило переноса слов.

-У каждой группы получится свое правило.



Работа в группах.

Слушаем первую группу.

(Земл-я, И-ра, у-лица, мор-е)

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.



Слайд (Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)

-Вы согласны с выводом группы?



Слушаем вторую группу.

(Кон-ьки, ле-йка, ча-йка, под-ъезд)

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.



Слайд

(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» )

-Вы согласны с выводом группы?



Слушаем третью группу.

(Ко-нь, ма-й, ле-в, ча-с)

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.



Слайд («Слова, в которых 1 слог, не переносятся»).

-Вы согласны с выводом группы?



Слушаем четвёртую группу.

(Су-ббота, касс-а, ва-нна, расс-каз)

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.



Слайд

(«У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»).

-Вы согласны с выводом группы?

-Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз.



Слайд

1. Слова переносятся по слогам.

2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву.

3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку.

4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся.

5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.



3) Составление алгоритма.

-Что мы должны сделать, если у нас слово не помещается на строке?



Учебник стр.85

-Сравните.

-Значит, как я должен перенести слово «огромный»? (ог-ром-ный) Запись предложения. Подчёркивают основу предложения.











Слушают

























Слушают









































- зи-ма

- по-жар

- ко-за

- ко-мар

- по слогам









- Думаем, да.







Вспоминают правила работы в группе































- Зем-ля, Ира, ули-ца, мо-ре













- Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву\

















- Конь-ки, лей-ка, чай-ка, подъ-езд

- Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку

















- конь, май, лев, час

- Слова, в которых 1 слог, не переносятся













- суб-бота, кас-са, ван-на, рас-сказ

- Слова, в которых 1 слог, не переносятся











- Мы открыли 4 правила:

1.«Слова переносятся по слогам»

2.«Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»

3.«Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку»

4.«У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»





-1.Разделить слово на слоги.

2.Перенести слово по слогам.

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем.




Ф

Слайд .

1 правило – «Слова переносятся по слогам»)


Слайд

2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)


Слайд

3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» )


Слайд («Слова, в которых 1 слог, не переносятся»).



Слайд

(«У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»).



Слайд

1. Слова переносятся по слогам.

2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву.

3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку.

4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся.

5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.




















Самоконтроль и взаимоконтроль


К: умеют слушать, слышать и понимать партнера


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Закрепить систематизированные знания по изученной теме. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность.


Закрепление полученных знаний

Применение знаний на практике


Самостоятельная работа

Закрепление новых знаний

-Я называю слова. Если слово можно перенести-хлопаете, если нельзя перенести – не хлопаете. Не торопитесь.

(Лось, бусы, сойка, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла).



Выполнение Упр. 118 (с. 80)

- Прочитайте, На какие две группы можно распределить данные слова?

Ле-са, во-да, со-ро-ка, ли-па, я-сень, и-ва, по-го-да, ско-ро, паль-то, ло-па-та, зем-ля-ни-ка.

Выполнение Упр. 119 (с.80)

Самостоятельное выполнение.

Образец для самопроверки: ян-варь, фев-раль, март, ап-рель, сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь, де-кабрь.

- Какое слово является лишним? Почему?

















Хлопают: бусы, сойка, котик, сани, малина, кукла.



































- Слова, которые можно перенести на другую строку, и слова, которые нельзя перенести (ясень, ива).

И

Слова:

Лось, бусы, сойка, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла



самоконтроль


Р: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.


7. Этап понимаия построенного и самоконтроля оценки и самооценки

Подвести итог работы на уроке. Развивать память, кругозор, внимательность. Воспитывать уважение к учебной деятельности.

Беседа/рефлексия


Подведение итогов урока

- Как правильно перенести слова?

- Какую на уроке разбирали проблему?

- По какому плану мы работали?



- Какие правила переноса слов запомнили?

- По слогам.

- Перенос слова.

- 1. Узнали правила переноса.

2. Учились применять новое знание при письме.

Отвечают на вопрос.

Ф, И


Самоконтроль


Р: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.