2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Актуализировать ранее изученный материал, необходимый для изучения темы. Развивать восприятие, память любовь к предмету. Воспитывать усидчивость. | Беседа/самостоятельная работа Подготовка к изучению нового материала. | -Откройте тетради и запишите дату и Классная работа -Прочитайте слова с доски. -Что это за слова? (На доске слова) -Постарайтесь записать их орфографически правильно. Взаимопроверка. (по образцу на доске) | Записывают в тетради. - С непроверяемым написанием Проверяют по образцу. | Ф И | Слова: К…ртофель, …гурец, к…пуста, ул…ца, п..тух, к…ртина, д…ревня, вес…ло, маг…азин. - Образец проверки. | взаимопроверка | | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. | |
3. Этап выявления места и причины затруднения | продолжают выполнение заданий, задают уточняющие вопросы и подводят к выявлению причины затруднения. | Беседа. Отвечают на вопросы учителя. Ребенок у доски выполняет задание, остальные работают в тетради, оценивают правильность выполнения работы | - А сейчас я предлагаю вам познакомиться с новым словарным словом. У нас сегодня на уроке очень много света и тепла , потому что улыбается солнышко. А какой цвет возникает при слове «солнышко»? На слайде записано слово «жолтый». Проверьте по орфографическому словарю, нет ли ошибок в записи? - Запишите слово правильно, подчеркните буквы, которые надо запомнить. - Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится? Сколько звуков обозначает буква ё в этом слове? -Какой звук обозначает буква ж? Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.) - Поставьте в слове ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить. | слушают Проверяют - Буква Ё на месте звука О. отвечают | Ф, И | Слово «жолтый». | Самоконтроль | Закрепляют написание словарных слов. Закрепляют понятие однокоренные слова, знакомятся с новым словарным словом | Р: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | |
4. Этап построения выходы и затруднения | Подвести обучающихся к постановке темы и цели урока. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность | Беседа Выявление основной проблемы урока. | -А теперь все внимательно посмотрите на доску. -Что видите? -Прочитайте. -Докажите, что это предложение. -Я решила его записать, и у меня слово «огромный» не помещается на строке. -Как мне поступить? -Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь? -Да, переносить слова надо по правилам. -Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? -Сформулируйте тему урока. -Для чего это надо? -Чему вы можете научиться сегодня? | Дети в лесу увидели огромный пень. - предложение - Оно имеет оконченную мысль, все слова связаны по смыслу. - перенести. - Конечно по правилам. - О том, как переносить слова. - Перенос слова. - Бывает так, что при записи слов, предложений – на строке не хватает места и тогда слово надо переносить, а переносить слово нужно по особым правилам. - Научимся переносить слова | Ф | Картинка: Дети в лесу увидели огромный пень. | Взаимоконтроль и самоконтроль | | Р: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. П: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. К: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. | понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
5. Этап реализации построенного проекта | Определить новые знания, смысл изученного. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность. | Беседа Создание проблемной ситуации. | - А пока посмотрим, по какому плану будем работать. 1. Узнаем правила переноса. 2. Будем учиться применять новые знания при письме. -В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. -Сегодня на уроке перед нами стоит задача раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. -Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем. -Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? Пожар? Коза? Комар? -Как же мы переносили слова? Слайд (Учитель открывает 1 правило – «Слова переносятся по слогам») -Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова? -Для решения этой проблемы выполним задания. -Сейчас вы будете работать в группах. Что мы должны помнить? -У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. -Вам надо найти ошибки и определить какое правило здесь нарушено. Сформулируйте это правило. А план работы такой: 1. Прочитать слова. 2. Обратить внимание на выделенные буквы. 3. Посмотреть, где стоит знак переноса. 4. Сформулировать правило переноса слов. -У каждой группы получится свое правило. Работа в группах. Слушаем первую группу. (Земл-я, И-ра, у-лица, мор-е) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд (Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву») -Вы согласны с выводом группы? Слушаем вторую группу. (Кон-ьки, ле-йка, ча-йка, под-ъезд) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд (Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» ) -Вы согласны с выводом группы? Слушаем третью группу. (Ко-нь, ма-й, ле-в, ча-с) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд («Слова, в которых 1 слог, не переносятся»). -Вы согласны с выводом группы? Слушаем четвёртую группу. (Су-ббота, касс-а, ва-нна, расс-каз) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд («У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»). -Вы согласны с выводом группы? -Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз. Слайд 1. Слова переносятся по слогам. 2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву. 3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку. 4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся. 5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится. 3) Составление алгоритма. -Что мы должны сделать, если у нас слово не помещается на строке? Учебник стр.85 -Сравните. -Значит, как я должен перенести слово «огромный»? (ог-ром-ный) Запись предложения. Подчёркивают основу предложения. | Слушают Слушают - зи-ма - по-жар - ко-за - ко-мар - по слогам - Думаем, да. Вспоминают правила работы в группе - Зем-ля, Ира, ули-ца, мо-ре - Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву\ - Конь-ки, лей-ка, чай-ка, подъ-езд - Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку - конь, май, лев, час - Слова, в которых 1 слог, не переносятся - суб-бота, кас-са, ван-на, рас-сказ - Слова, в которых 1 слог, не переносятся - Мы открыли 4 правила: 1.«Слова переносятся по слогам» 2.«Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву» 3.«Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» 4.«У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится» -1.Разделить слово на слоги. 2.Перенести слово по слогам. 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем. | Ф | Слайд . 1 правило – «Слова переносятся по слогам») Слайд 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву») Слайд 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» ) Слайд («Слова, в которых 1 слог, не переносятся»). Слайд («У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»). Слайд 1. Слова переносятся по слогам. 2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву. 3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку. 4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся. 5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Самоконтроль и взаимоконтроль | | К: умеют слушать, слышать и понимать партнера | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Закрепить систематизированные знания по изученной теме. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность. | Закрепление полученных знаний Применение знаний на практике Самостоятельная работа Закрепление новых знаний | -Я называю слова. Если слово можно перенести-хлопаете, если нельзя перенести – не хлопаете. Не торопитесь. (Лось, бусы, сойка, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла). Выполнение Упр. 118 (с. 80) - Прочитайте, На какие две группы можно распределить данные слова? Ле-са, во-да, со-ро-ка, ли-па, я-сень, и-ва, по-го-да, ско-ро, паль-то, ло-па-та, зем-ля-ни-ка. Выполнение Упр. 119 (с.80) Самостоятельное выполнение. Образец для самопроверки: ян-варь, фев-раль, март, ап-рель, сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь, де-кабрь. - Какое слово является лишним? Почему? | Хлопают: бусы, сойка, котик, сани, малина, кукла. - Слова, которые можно перенести на другую строку, и слова, которые нельзя перенести (ясень, ива). | И | Слова: Лось, бусы, сойка, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла | самоконтроль | | Р: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. | |