СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку»

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас открытый урок по русскому языку. На урок к нам пришли гости, поприветствуйте их. Эпиграфом нашего урока будут строки из стихотворения А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятно мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

Осень - любимое время года поэта. А нравится ли вам эта пора?

 

2. Актуализация знаний.

Ребята, открываем тетради и записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

оз ен

Словарь: (словарь у нас сегодня необычный, осенний)

Хозяин, хозяйство, горизонт, сентябрь, комбайн, календарь, прекрасный.

Ребята ставят ударение, подчеркивают орфограмму.

Осень – красивое, удивительное время года. Люди готовят своё хозяйство к зиме. С полей и в садах они собирают урожай овощей и фруктов, а для этого нужно много трудиться.

Составьте предложение со словами из словаря.

- Что такое предложение? (Предложение – одно или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу, и выражает законченную мысль).

- Назовите виды предложений по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

- Что такое грамматическая основа предложения? (Это подлежащее и сказуемое).

- Какими бывают предложения по количеству грамматических основ? (Простые и сложные).

Работа с предложением, разбор слов из предложения.

Ребята, из данных слов составим предложение, найдем основу и определим части речи.

Осенью, дорожках, лежат, на, листья, цвет (подберите самостоятельно).

Осенью на дорожках лежат красные, жёлтые, оранжевые листья. Ученик выполняет задание у доски. (Предложение простое, осложнено однородными членами предложения).

а) Выпишите слова «осень, листья» и подберите к ним однокоренные слова, разберите их по составу.

Осень, осенний; листья, листик, листочек, листопад.

4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. 

- Прочитайте и сравните 2 предложения.

Осенью клёны надели пестрые платья.

Осенью клёны надели пестрые платья, а на кустах шиповника висят разноцветные плоды.

- Чем похожи предложения?

- Чем отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет).

 - Как вы думаете почему?

- Найдите грамматическую основу в первом предложении? (Клёны надели).

- Найдите грамматическую основу во втором предложении? (Плоды висят). Как называется тема нашего урока?

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие – сложными, научится различать простые и сложные предложения, и ставить знаки препинания в предложениях).

Предложения бывают простые и сложные. В простом предложении - одна грамматическая основа, в сложном – две или более грамматических основ).

Физкультминутка

 

«Листочки»

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

(покачивание руками над головой)

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели

(руки в стороны)

И на землю тихо сели (присели).

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой).

Закружились, полетели и на землю снова сели

(покружились, спокойно сели на место). 

 

5. Закрепление знаний. Работа с учебником (стр. 36 упр. 50)

Сегодня на протяжении всего урока мы говорим об осени. Выпишите из упражнения № 50 только те предложения, в которых говорится об осени. Выделите грамматическую основу.

 

1.Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов). 2. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась. (Л Толстой). 3. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещеев).

1. [    ], [    ], [   ]. (Связаны между собой интонацией).

2. [    ], [    ], но [   ]. (Связаны между собой интонацией и союзом но).

3. [    ], [    ], и [   ]. (Связаны между собой интонацией и союзом и).

 

Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены:

- или интонацией (без союзов);

- или интонацией и союзами и, а, но.

 

6. Физкультминутка (гимнастика для глаз)

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

- Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 6-8 раз.

- Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 3-5 раз.

- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 

7. Презентация на тему: «Осенний листопад»         

   (По схемам работаем по рядам).  

 8. Работа в парах. Соедините схему и предложение:

 

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

                         [ - = и =]

Наступила осень, но солнце светит ещё ярко.

                         [ - = ], а [ - = ]

Трава пожелтела и завяла.

                         [ - =,= ]

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

                         [ -, -, - = ]

Соловьи, стрижи, ласточки покинули свои гнёзда.

                         [= - ],  [ = - ]

Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

                         [ = - ], но [ - = ]

9. Итог урока. Рефлексия.

- Понравилось ли вам сегодня на уроке?

- Что нового для себя узнали?

- Как отличить простое предложение от сложного предложения?

Игра «Верно-неверно».

- Правда, что в сложном предложении одна грамматическая основа? (Неверно).

- Перед союзами а, но ставится запятая? (Верно).

- Если нет союзов, то запятая в сложном предложении ставится. (Верно).

У вас на столах лежат кружки. Поднимите красные кружки те, кому всё понятно. Синие – те, кто понял и готов помочь товарищу. Жёлтые – те, кому ещё нужна помощь.

Мы долго готовились к этому уроку, были выполнены ряд проектов: по русскому языку – сочинения «Осенние зарисовки», «Загадки, пословицы про осень».

 

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

 

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

 

Сушат белочки коренья,

Запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

 

Уродился урожай –

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай.

                                        

10. Подача домашнего задания.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание стр. 37 упр.51.