Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас открытый урок по русскому языку. На урок к нам пришли гости, поприветствуйте их. Эпиграфом нашего урока будут строки из стихотворения А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятно мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Осень - любимое время года поэта. А нравится ли вам эта пора?
2. Актуализация знаний.
Ребята, открываем тетради и записываем число, классная работа.
Минутка чистописания.
оз ен
Словарь: (словарь у нас сегодня необычный, осенний)
Хозяин, хозяйство, горизонт, сентябрь, комбайн, календарь, прекрасный.
Ребята ставят ударение, подчеркивают орфограмму.
Осень – красивое, удивительное время года. Люди готовят своё хозяйство к зиме. С полей и в садах они собирают урожай овощей и фруктов, а для этого нужно много трудиться.
Составьте предложение со словами из словаря.
- Что такое предложение? (Предложение – одно или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу, и выражает законченную мысль).
- Назовите виды предложений по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
- Что такое грамматическая основа предложения? (Это подлежащее и сказуемое).
- Какими бывают предложения по количеству грамматических основ? (Простые и сложные).
Работа с предложением, разбор слов из предложения.
Ребята, из данных слов составим предложение, найдем основу и определим части речи.
Осенью, дорожках, лежат, на, листья, цвет (подберите самостоятельно).
Осенью на дорожках лежат красные, жёлтые, оранжевые листья. Ученик выполняет задание у доски. (Предложение простое, осложнено однородными членами предложения).
а) Выпишите слова «осень, листья» и подберите к ним однокоренные слова, разберите их по составу.
Осень, осенний; листья, листик, листочек, листопад.
4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте и сравните 2 предложения.
Осенью клёны надели пестрые платья.
Осенью клёны надели пестрые платья, а на кустах шиповника висят разноцветные плоды.
- Чем похожи предложения?
- Чем отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет).
- Как вы думаете почему?
- Найдите грамматическую основу в первом предложении? (Клёны надели).
- Найдите грамматическую основу во втором предложении? (Плоды висят). Как называется тема нашего урока?
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие – сложными, научится различать простые и сложные предложения, и ставить знаки препинания в предложениях).
Предложения бывают простые и сложные. В простом предложении - одна грамматическая основа, в сложном – две или более грамматических основ).
Физкультминутка
«Листочки»
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой)
Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели (присели).
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой).
Закружились, полетели и на землю снова сели
(покружились, спокойно сели на место).
5. Закрепление знаний. Работа с учебником (стр. 36 упр. 50)
Сегодня на протяжении всего урока мы говорим об осени. Выпишите из упражнения № 50 только те предложения, в которых говорится об осени. Выделите грамматическую основу.
1.Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов). 2. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась. (Л Толстой). 3. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещеев).
1. [ ], [ ], [ ]. (Связаны между собой интонацией).
2. [ ], [ ], но [ ]. (Связаны между собой интонацией и союзом но).
3. [ ], [ ], и [ ]. (Связаны между собой интонацией и союзом и).
Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены:
- или интонацией (без союзов);
- или интонацией и союзами и, а, но.
6. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 6-8 раз.
- Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 3-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
7. Презентация на тему: «Осенний листопад»
(По схемам работаем по рядам).
8. Работа в парах. Соедините схему и предложение:
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле. | [ - = и =] |
Наступила осень, но солнце светит ещё ярко. | [ - = ], а [ - = ] |
Трава пожелтела и завяла. | [ - =,= ] |
Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. | [ -, -, - = ] |
Соловьи, стрижи, ласточки покинули свои гнёзда. | [= - ], [ = - ] |
Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно. | [ = - ], но [ - = ] |
9. Итог урока. Рефлексия.
- Понравилось ли вам сегодня на уроке?
- Что нового для себя узнали?
- Как отличить простое предложение от сложного предложения?
Игра «Верно-неверно».
- Правда, что в сложном предложении одна грамматическая основа? (Неверно).
- Перед союзами а, но ставится запятая? (Верно).
- Если нет союзов, то запятая в сложном предложении ставится. (Верно).
У вас на столах лежат кружки. Поднимите красные кружки те, кому всё понятно. Синие – те, кто понял и готов помочь товарищу. Жёлтые – те, кому ещё нужна помощь.
Мы долго готовились к этому уроку, были выполнены ряд проектов: по русскому языку – сочинения «Осенние зарисовки», «Загадки, пословицы про осень».
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай.
10. Подача домашнего задания.
Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание стр. 37 упр.51.