- формирование понятия об имени существительном (общее значение, вопросы).
- самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи.
- развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Этап урока. Методы и приёмы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент). | -Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы, Его тайны до звонка! -Необычный день у нас и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? Видеть мы вас очень рады! -Прозвенел звонок- начинается урок! -Ребята, как вы думаете, для чего мы изучаем русский язык? | Приветствуют -Чтобы правильно говорить и писать | Личностные: воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Минутка чистописания. | - Откройте тетради. - Запишите дату. Классная работа. - Продолжим совершенствовать каллиграфические навыки правильного написания букв. Сегодня мы напишем букву, которая находится между буквами Л и Н. (Мм). 1 строка. | Записывают. - Это буква М. Пишут. | Коммуникативные: развивать умения слушать и понимать других. |
Словарная работа. Постановка учебной задачи. | - Отгадайте загадку: В году 12 братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. - Запишите слово месяц, подчеркните букву, которую нужно запомнить, поставьте знак ударения в слове. - Ребята, у вас на столе лежат листы, один лист на двоих. - Игра «Установи соответствие». Ваша задача – внимательно прочитать, отгадать слово и соединить линией загадку и отгадку. Каникулы закончились, В путь отправился знаний корабль Значит, наступает месяц… (Сентябрь) Листопад, зазимник, грязник, Ветер рвёт златой наряд, Землю грязную тем златом Покрывает всю подряд… (Октябрь) Сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат… (Ноябрь) Какой месяц год замыкает, а зиму начинает?.. (Декабрь) Начинает календарь месяц с именем ... (Январь) Метель воет за окном Холодно и снег кругом Отсюда следует мораль На дворе стоит … (Февраль) Проверим, что у вас получилось. (Открыть их на доске) Запишите в тетрадь словарные слова: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль. - Что общего в значении этих слов? Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы записали словарные слова. - Ребята, для чего мы записали эти слова? Какие это слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Вспомните правило с прошлого урока и попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. - Сегодня мы приступим к более подробному изучению одной из частей речи. Давайте прочитаем с доски с доски – имя существительное. | Слушают. Отгадывают. (Месяцы) Пишут, подчеркивают. Работают в парах. Пишут словарную работу. Взаимопроверка. -Названия месяцев. - Это словарные слова, их нужно запомнить. - Кто? Что? - О словах, отвечающих на вопросы кто? что? - Имя существительное. | Коммуникативные: развивать умения слушать и понимать других. Работать в парах, взаимопроверка; Регулятивные: контроль. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. |
5.Орфографическая минутка. | - Составьте предложение с одним из этих слов самостоятельно. - Запишите в тетрадь. -А сейчас гимнастика для глаз, все смотрят на экран компьютера и пусть ваши глаза отдохнут. | Записывают. (1 ученик записывает на доске) | Коммуникативные: развивать умения слушать и понимать других, взаимопроверка. Регулятивные: контроль. |
6.Самоопределение к деятельности. | - Что мы уже знаем об имени существительном? - Приведите примеры таких слов. … - Ребята, а как вы думаете, например, слово добро будет относиться к имени существительному? Или слово – бег, будет относиться к имени существительному? - Вот это мы и выясним! | - Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? Называют. (Мнения детей.) | Регулятивные: развивать умения принимать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. |
7.Объяснение нового материала. | На доске (или слайде) запись: Ученик, учить, ученый, радуга, радужный, грусть, грустный, грустить, февраль, февральский, - Прочитайте слова. Найдите среди них имена существительные. Докажите правильность выбора, используя специальные термины из прошлого урока. (Учитель стирает лишние слова) - Что общего у оставшихся слов? - Что могут обозначать имена существительные? - Кроме предметов, которые можно потрогать, увидеть, к именам существительным относятся слова, обозначающие явления природы, события, чувства, качества. - Они отвечают на вопрос что?, они существуют, поэтому их относят к именам существительным. - Прочитаем на стр. 47 «Страничку для любознательных». На доске схема. - Итак, кроме обозначения предметов, что еще обозначают имена существительные? -Приведите примеры. | Читают, называют. Отвечают на вопросы. Работы с учебником, читают. Работа со схемой. - Явления природы, события, чувства, качества. Называют. | Предметные: распознавать имена существительные, вопросы, на которые они отвечают. Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. Личностные: развивать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Предметные: самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи. |
8.Физкультминутка. | Физминутка «Деревья». -Руки подняли и помахали, Это деревья в лесу, Локти согнули, Кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут покажем, Руки сложили назад. - Вот сейчас посмотрим, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете. ДОМ, КРАСИВЫЙ, МАЛЬЧИК, ИГРАЕТ, ШКОЛА, ДОБРЫЙ, УЧЕНИК, КОШКА, ОКНО, ПОЁТ, ДЕВОЧКА, МЕЧТА, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКА, ВОЗДУХ, ГАЛЧАТА, ТРОПА, БЕГ, МОРЕ, САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, МЕСЯЦ, САЖАТЬ, БЕЛЫЙ, РАКЕТА, РАБОТА, РАБОТАТЬ, СЛОВО, ДЕЛО. | Повторяют движения. | Регулятивные: Организовать свою физическую деятельность. |
9.Работа по теме урока. | Упр. 74. – устно, работа с иллюстрацией, ответы на вопросы. - Прочитаем правило от тетушки Совы на стр. 45. - Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают? | Работа с учебником. Читают. Формулируют вывод вместе с учителем. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; владеть общими приёмами решения задач. Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке. |
10.Закрепление изученного материала. | Упр. 75 – устно прочитать, поставить вопросы к словам. Записать слова, сгруппировав по лексическому значению. 1 ученик пишет у доски 1 группу слов и т.д. по очереди. - Ребята, а для чего мы выполняли это упражнение, записывали слова в группы? Упр. 76 – выполним устные задания к этому упражнению. - Как вы понимаете смысл первой пословицы? - Что обозначают выделенные имена существительные? - Схема на доске (можно на магнитной доске перевернуть карточки): - Ребята, имена существительные еще отвечают на вопросы: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? - Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что? (зима, весна, январь, февраль) - Ребята, дома вы запишите одну из этих поговорок и подчеркнете имена существительные. (Артём, ты понял, как будешь выполнять это задание дома?...) | Работа с учебником. Работа на доске и в тетрадях. Мнения детей. - Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Мнения детей. - Выделенные слова являются именами существительными, они обозначают предметы, но отвечают на вопросы чего? чему? Работа со схемой. Отвечают на вопросы. | Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений; развивать умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; извлекать информацию из текстов; на основе анализа объектов делать выводы; классифицировать по признакам. |
11.Рефлексия. | - Ребята, на уроке вы были сообразительные, догадливые, внимательные, старательные. - Возьмите в руки ладошку нужного цвета. Поднимите ладошку зелёного цвета, если у вас всё получилось, и вы поняли новый материал. Если вы в чем-то затрудняетесь и нуждаетесь в помощи, то поднимите желтую ладошку. Если вам было совсем не интересно, поднимите красную. | Проводят рефлексию деятельности. Анализируют свою деятельность на уроке. | Регулятивные – анализировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль. |
12.Подведение итогов урока. Домашнее задание. | - С какой частью речи мы сегодня познакомились? - Какой вид работы больше всего понравился? - Запишите домашнее задание: Всем: на стр. 45 выучить правило, упр. 76. Желающим: упр. 77. - Вы молодцы, я благодарю вас за работу! | Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | Познавательный: строят рассуждение |