Тема. Главные члены предложения.
Цели урока:
расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения
Планируемые результаты в ходе урока:
Предметные:
повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
усвоить алгоритм нахождения, подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
научиться находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.
Извлекать нужную информацию.
Ход урока.
Орг. момент. (1 минута)
Ребята, я приветствую вас на уроке русского языка, давайте поприветствуем наших гостей. Настроимся на положительные моменты и начнем наш урок. Садитесь.
2. Мотивация к учебной деятельности. (2 минуты)
-Понятна ли вам следующая запись? (Слайд 1)
Нас, всё, у, сегодня, получится!
- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем?
- Составьте из данных слов предложение. (У нас сегодня всё получится!) (Слайд 2)
- Какое это предложение по эмоциональной окраске? (воскл, невоск.)
- А по цели высказывания? (повест, вопрос, побуд.)
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным.
- Откройте тетради. Запишите число.
- Минутка чистописания. Чистописание. Лл ял (На доске). Самооценка, взаимооценка. (3 минуты)
3. Проверка знаний. (Слайд 3) (5-7 минут)
Вам даны слова, нужно распределить эти слова в две группы. Первая с мягким знаком, а вторая группа с разделительным мягким знаком.
Вьюга, Ульяна, кольцо, серьги, семья, пальто, коньки, друзья, огоньки.
Прежде чем нам приступить к проверке слов , давайте вспомним правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак? Рассказывают правило. ()
Обмениваемся тетрадями с соседом. (Слайд 4). Исправляем ошибки. Оцениваем на полях по доске.
4. Актуализация новых знаний. (Слайд 5) (3 минуты)
- Прочитайте следующую запись.
С неба пушистые.
- Понятен ли смысл этой записи?
- Что здесь записано?
- Подберите такие слова, чтобы эта запись являлась предложением. (Слайд 5) Второй щелчок
- Почему без этих слов предложения не получилось?
- Чем они являются?
- Сформулируйте тему урока. (Тема. Главные члены предложения).
- Можно ли выразить мысль без этих слов?
Как вы думаете какие цели урока перед нами стоят? Предположения детей.
Какую информацию вы хотели бы сегодня узнать?
Где может пригодиться информация, которую вы сегодня получите?
5. Работа по теме урока (15)
Задание 1. (Слайд 6)
- Прочитай запись. Выражает ли она законченную мысль.
Мальчики …………….. в снежки4.
………….. катались с горы на лыжах4.
- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала мысль. Запишем в тетрадь. У доски ____________. Проверяем. Ребята обратите внимание, что стоит в конце предложения? Цифра 4. Что она обозначает? Разобрать предложение по членам.
Чтобы мы смогли выполнить это упражнение без ошибок, нам нужно обратится к нашим папкам помощницам. На самой последней странице у нас есть памятка, как нужно правильно определить главные члены предложения. Работа по папкам.
- Подчеркни главные члены предложения.
- Можно ли без них построить предложение?
Вывод. Мы заметили, что без ……….. членов нельзя выразить …….. и построить ……….., поэтому эти слова называются …………. ………… предложения.
Задание 2. (Слайд 7)
Березы стоят в снежном уборе. Девочки лепят снеговиков, а мальчики играют в снежки. У доски __________. Проверяем.
Задание.
- Подчеркни главные члены. Что делаем в первую очередь?
- Сколько их может быть в предложении?
- На какие вопросы отвечают подлежащие? Сказуемые?
Вывод. Мы заметили, что главных членов предложений может быть .
Подлежащее отвечает на вопросы ……… или ………. .
Сказуемое отвечает на вопросы ………………, ……………….,……………. .
Задание 3 Выполняем под диктовку.
У доски ___________
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи.
Задание.
- Подчеркни в каждом предложении главные члены.
- Определи, какой частью речи они являются.
Вывод. Мы заметили. Что чаще всего подлежащее выражено …………., но может быть выражено и …….., сказуемое …………..
6. Закрепление изученного. (5 мин)
Ребята, а какой у нас скоро будет праздник? День народного единства.
Скажите, а что значит единство? Ответы.
С какими словами можно связать слово единство? Мир, дружба, понимание.
Я предлагаю с любым из этих слов составить предложение и выделить в нем грамматическую основу.
7. Рефлексия (3 мин.)
Методика «Чемодан, мясорубка, мусорное ведро»
Ребята, как вы будете использовать полученные знания? Почему?
8. Итог урока (1 мин.)
Наш урок подходит к концу.
- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?
Домашнее задание.
Стр.30, упр. 45.
Выставление оценок.
Спасибо вам за урок.
Не забываем по окончанию урока отразить свое настроение на нашем дереве.