Урок по русскому языку
на тему: «Паронимы.
Подготовка к ЕГЭ»
11 класс.
Рогачева Е.В.
Тема урока: Паронимы. Подготовка к ЕГЭ.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
Метод: Практическая работа с использованием ИКТ
Цели:
Образовательные: активизировать знания по теме «Лексика» при подготовке к ЕГЭ; научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
Воспитательные: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие: работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения.
Задачи:
- научиться понимать лексические и грамматические особенности паронимов, правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи;
- развивать устную и письменную речь учащихся, способности к анализу своей учебной деятельности на уроке (рефлексивные навыки);
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение радоваться успеху другого человека.
Формы работы – групповая и фронтальная.
Приемы – «Кубик», «Кластер»
Оборудование:
Рабочий лист урока , оценочный лист, карточки, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал, компьютеры, проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Повторение. Словарная работа.
Спишите, расставьте ударение в словах:
Гомеопатия, граждане, гражданство,
кета, паралич, правнучка,
бархатистый, каменистый,
мускулистый, грушевый, кедровый,
доцент, прадедовский, зубчатый,
мелкозубчатый, развитой,
малоразвитый,
возрастной, великовозрастный.
Самопроверка.
Гомеопатия, граждане, гражданство,
кета, паралич, правнучка,
бархатистый, каменистый,
мускулистый, грушевый, кедровый,
доцент, прадедовский, зубчатый,
мелкозубчатый, развитой,
малоразвитый, возрастной,
великовозрастный.
3. Слово преподавателя.
Все слова языка составляют его лексический (т. е. словарный) состав, или лексику. Каждое слово имеет звучание, написание и лексическое значение. Это можно показать на схеме.
Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексику: лексические значения слов, их отношения с другими словами и их употребление.
Паронимы (от греч. para — рядом, возле и onoma — имя) — это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения,
например: Уплатить – оплатить, одеть – надеть, главный – заглавный,
безответный – безответственный, длинный – длительный,
дипломатичный – дипломатический.
Наблюдая над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью обучающихся, особенно в ее письменном выражении (творческие работы), наконец над языком периодической печати, радио и телевидения свидетельствуют о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм. Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи.
Паронимы (от греч. para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Паронимический ряд составляют родственные слова, принадлежащие к одной части речи, а также имеющие общие грамматические признаки (в частности, причастия и прилагательные), например: бродяжий и бродячий, горячка и горячность, дымный, дымовой и дымящийся, надеть и одеть.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определенными трудностями: представить – предоставить, здравица – здравница, гарантийный - гарантированный, скрытный – скрытный, запасный – запасливый, памятный – памятливый, соседний – соседский, угодный – угодливый, удачный – удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.
Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Однако из этого вовсе не следует, что к паронимии надо относиться отрицательно. Еще в 80-х годах XIX века Николай Вячеславович Крушевский (рус.-польск. языковед, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию) в своей книге «Очерк науки о языке» писал: «Языку вообще присуще обновлять и пополнять свой состав за счет тех факторов, которые, на первый взгляд, кажутся разрушительными, хотя и являются в высшей, в свою очередь, степени благодетельными для языка… Они и только они доставляют постоянно языку новый материал, без которого немыслим никакой прогресс языка, ни структурный, ни тем более материальный, лексический».
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами праздничность и праздность:
Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила. Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха.
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например: Служение, а не служба; Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.
Задание А2 проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
Словарь паронимов, встречающихся на ЕГЭ
абонентское телеграфирование водные запасы военная форма воинственное племя вражеская пуля дипломатичный человек забота о животных новая здравница злобный взгляд одеть ребёнка освоить химию отборный рис памятная дата песочные часы практичная обувь предоставить слово соседский мальчик сытый студент экономичная упаковка эффектная женщина Источник: http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=3 | абонентная плата водяной жук воинское звание воинствующий безбожник враждебная сила дипломатическая миссия заботливость и терпеливость произнести здравицу злостный прогульщик надеть шляпу на голову усвоить хорошие манеры отборочный тур памятливый ученик песчаный пляж практическая работа представить картину случившегося соседний дом сытный обед экономический кризис http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=3 © bugaga.net.ru эффективный метод Источник: http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=3 |
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности | Добрые советы |
Кажется, что во всех вариантах ответа выделенное слово употреблено правильно. | Здесь можно предложить 3 стратегии действий. Стратегия 1: «Различаем значения паронимов». Попытайтесь вспомнить (и выпишите) как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы более четко проступило различие их значений. Стратегия 2: «От противного». Исключите из рассмотрения те варианты ответа, где сочетания с выделенным словом кажутся вам привычными, часто употребляемыми. Окончательный ответ ищите в оставшихся вариантах. Стратегия 3: «Подстановка». Подставьте вместо выделенного слова в вариантах ответа второй пароним (он указан в формулировке задания). Выберите вариант ответа, в котором он окажется уместен. Источник: http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=3 |
Нелегко бывает различить по значению паронимы-прилагательные на …СКИЙ и …НЫЙ (зрительский, зрительный; дипломатический, дипломатичный и т.п.). | Универсального совета здесь дать нельзя, но во многих случаях помогут следующие сведения. Прилагательные на …-СК- ИЙ часто образованы от слов, имеющих значение лица, и толкуются через эти слова (в отличие от прилагательных на НЫЙ): зрительский — относящийся к зрителям (ср. зрительный), исполнительский — относящийся к исполнителям (ср. исполнительный), воинский — относящийся к воинам (ср. военный), горский — относящийся к горцам (ср. горный). Прилагательные на …ЧЕСКИЙ обозначают прямую отнесенность к какой-либо области деятельности, предмету, а однокоренные прилагательные на …ЧНЫЙ имеют значение «не относящийся напрямую к данному предмету (области), но обладающий некоторыми его признаками». Экономический — экономичный; гигиенический — гигиеничный; артистический — артистичный; технологический — технологичный; дипломатический — дипломатичный; демократический — демократичный. Источник: http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=3 |
Будьте внимательны: различайте значения «трудных» паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. | ОДЕТЬ кого-то (здесь в винительном падеже стоит одушевленное существительное). НАДЕТЬ что-либо (здесь в винительном падеже стоит неодушевленное существительное). |
Образцы тестовых заданий ЕГЭ
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.
Ответ: 2
4. Тренировочные упражнения.
Задание №1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.
А) Он прошёл непростой житейский путь.
Б) Житейский опыт помогает людям в трудных ситуациях.
2. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.
А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления пищи.
Б) Президент рассказал об экономической обстановке в стране.
3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО.
А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого.
Б) Юрист объяснил мне правила вступления в наследство.
4. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.
А) Я всегда тщательно исполняю домашние задания.
Б) Эту песню исполнил известный певец.
Задание №2.
Укажите правильный вариант словосочетания:
Гуманное решение – гуманитарное решение
Жёсткий поступок – жестокий поступок
Успевающий человек – преуспевающий человек
Решающий человек – решительный человек
Выглядеть комично – выглядеть комически
Слова осуждения – слова обсуждения
Абонент не отвечает – абонемент не отвечает
Человеческий род – человечный род
Обратный билет – обратимый билет
Задание №3.
Упражнение 1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов).
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.
Упражнение 2. Подберите к словам паронимы.
Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.
Упражнение 3. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
Задание №4. Разгадайте кроссворд
5. Закрепление. (Приложение №1. Слайды № 9-18)
Тренировочный тест. (http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/11-klass/gotovimsya-k-ege-2016-zadanie-05-leksicheskie-normyi-variant-3.html)
6. Подведение итогов урока.
Выставление оценок. В форме фронтальной беседы:
- Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?
- Были ли трудности в процессе работы? – и другие.
- Составление синквейна по теме “Паронимы”, используя материал сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/.
Пример синквейна, составленного учащимися на уроке:
Паронимы.
Разные по смыслу, но сходные по звучанию.
Обогащают русский язык, выступают в качестве синонимов, могут быть однокоренными.
Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи!
Para – возле, onyma – имя.
7. Домашнее задание (На выбор по желанию).
7