Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тема урока: Правописание местоимений с предлогами
Цели:
развивать умения различать местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, образовывать формы личных местоимений и устанавливать соотношение между начальной и другими формами;
совершенствование умений отличать местоимения от слов других частей речи;
формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами;
развивать речь, орфографическую зоркость;
совершенствовать выполнение операций сравнения и обобщения;
воспитывать чувство коллективизма и товарищества;
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Изменять по падежам местоимения 1, 2 и 3 лица.
6. Формировать умения раздельного написания местоимения с предлогом.
7. Совершенствовать орфографические навыки.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и группе.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа и работа в парах.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
Дети: - Здравствуйте! (здороваются с гостями)
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
2. Запись в тетради:
Число, классная работа
- Не забывайте следить за посадкой.
Минутка чистописания:
- Что вы видите? На доске:
я ты он она оно мы вы они
(называют местоимения, прописывают, обращают внимание на соединения букв)
Работа со словарным словом:
топор
Словарно-орфографическая минутка.
Игра «Узнай слова»:
- Догадайтесь, какое это слово. Употребите его с предлогом и запишите.
(Запись слов с комментированием)
(Из) гзт, (у) вкзл, (на) мрз, (из) млк, (в) грд, (на) встк, (по) тлфн, (в) вгн.
- О чём надо было помнить, чтобы грамотно записать слова с предлогами? Почему? Сегодня нам это знание пригодится, но при написании другой части речи.
Блиц-опрос: – Какую часть речи мы изучаем? (местоимение) - Отвечаем по цепочке.
1. Что такое местоимение? часть речи
2. Какую роль в речи выполняют местоимения?
3. Как называются местоимения: я, ты, вы, он, она, оно, они?
4. Какого числа бывают личные местоимения?
5. Назовите местоимения 1лица единственного числа? я
6. Назовите местоимения 2 лица единственного числа? ты
7. Назовите местоимения 3 лица единственного числа? он,она,оно
8. Назовите местоимения 1 лица множественного числа? мы
9. Назовите местоимения 2 лица множественного числа? вы
10. Назовите местоимения 3 лица множественного числа? они
3. Открытие нового и определение темы урока
- Как вы считаете, всё мы изучили о местоимении?
- Готовы узнать ещё что-то новое о нем?
- Прочитайте и спишите загадку.
Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой.
- Что это? (Тень)
Задание: ученик на доске
- Обведите в кружок все предлоги и перечислите их (за, от, от, за).
- Подчеркните местоимения.
- Какую орфограмму вы заметили?
- Определите тему нашего урока:
«Правописание местоимений с предлогами»
- Какую задачу вы должны выполнить на уроке?
4. Формулирование проблемы
- Чтобы научиться, правильно писать местоимения с предлогами, надо установить, что происходит с личными местоимениями.
- Могут ли изменяться личные местоимения?
- Для этого пронаблюдайте, за местоимениями, выполнив задание в группах.
5.Открытие новых знаний. Наблюдение над изменением местоимений. (Работа в группах)
- Ответьте на следующие вопросы.
- Изменяются ли личные местоимения?
- Как доказать раздельное правописание местоимения с предлогам?
Карточка №1 - Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите ответ.
Был (кто?) я
Спросил (у кого?) у меня.
Подошёл (к кому?) ко ………….
Ходил ( с кем?) со …..
Нашёл ( в ком?) во …..
Карточка №2 - Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите ответ.
Был (кто?) ты
Спросил (у кого?) у тебя
Подошёл (к кому?) к ………….
Ходил ( с кем?) с …..
Нашёл ( в ком?) в …..
Проверка задания (отвечают группы по очереди)
Вывод:
- Что установили? (местоимения изменяются)
- Как написали предлоги с местоимениями.
- Почему так, докажите, используя выполненную вами работу.
(Чтобы доказать как пишутся местоимения с предлогами, надо
между предлогом и местоимением задать вопрос)
Физминутка.
Вы, конечно же, устали и хотите отдохнуть!
Встаньте, сядьте, снова встаньте.
Все согнулись, разогнулись,
Потянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрите,
Головою повертите!
Тихо, очень тихо сели!
Физминутка для глаз (ходики, циферблат, диагональ, вверх-вниз, перед собой)
6. Особенности местоимений 3 лица
- Посмотрите на доску в чём отличие у этих местоимений?
(кто?) она (кто?) она
(у кого?) у неё (кого?) её
(к кому?) к ней (кому?) ей
Вывод: У местоимений 3 лица появилась перед предлогом буква н.
- Читаем правило в учебнике на с.168 (!)
Обобщение: - Какие 2 секрета о местоимениях вы узнали?
1)Местоимения пишутся с предлогами раздельно.
2)У местоимений 3 лица перед предлогами пишется буква н.
7. Закрепление
Учебник с.168 упр.2 (по вариантам 1,2)
(3 на доске три ученика)
Вывод: У местоимений 3 лица появилась перед предлогом буква н.
ВЗАИМОПРОВЕРКА – Меняемся, проверяем друг у друга.
8. Рефлексия. Итог урока
Сегодня на уроке:
- Мне удалось…
- Меня удивило …
- Мне понравилось …
- Я порадовался за …
- Я хочу поблагодарить … за …
- Я хочу похвалить себя за …
- Оцените свою работу на уроке.
Урок прошёл удачно. Я доволен собой.
Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой!
Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!
(в тетрадях ставят кружочек нужного цвета)
9. Домашнее задание
с. 168 упр. 3 (объясняю задание)
Карточка №1
- Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите ответ.
Был (кто?) я
Спросил (у кого?) у меня.
Подошёл (к кому?) ко _______________
Ходил ( с кем?) со __________________
Нашёл ( в ком?) во __________________
Карточка №2
- Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите ответ.
Был (кто?) ты
Спросил (у кого?) у тебя
Подошёл (к кому?) к _______________
Ходил ( с кем?) с ___________________
Нашёл ( в ком?) в __________________
7