СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "Производные и непроизводные предлоги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Производные и непроизводные предлоги"»

.Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»



Ход урока.

I.Орг.момент. Приветствие. Число. Классная работа. Оставьте строку для темы урока.

Слайд: высказывание.

– Этот урок мне бы хотелось начать со слов известных русских писателей : « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» (Л.Н. Толстой) и « Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но и для того, чтоб научить делать» (М. Горький).

Ваши знания, которые вы получили на прошлых уроках , понадобятся нам сегодня, чтобы получить новые и переплести их между собой. Этот багаж знаний пригодится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема  сегодня – мы узнаем позже,  прежде вспомним, что изучили  на прошлом уроке.

II. Актуализация знаний.

Вопросы:

  • Как называется раздел науки о языке, которая изучает части речи? (морфология)

  • На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Не имеют морфологических признаков, не выполняют синтаксической роли)

  • Предлог – это? (Служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в предложениях и словосочетаниях)

  • Какими бывают предлоги по своему строению? (простыми и составными)

  • Назовите разряды предлогов по значению? (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)

  • На прошлом уроке мы говорили о значениях предлогов. Давайте вспомним данную тему

1 задание

Определите разряды предлогов по значению. Укажите главное слово, к зависимому задайте вопрос.

Вышел на дорогу (пространст),

пришел в школу (простран),

сделать ради тебя (цель),

проспать до обеда (временной),

заниматься с утра до вечера(времен),

приехал через неделю (временной).

налить через край (образ действ),

говорить по душам (образ действия),

потух из-за ветра причина),

бледнеть от страха (причин),

говорил про друга (дополнительное значение),

Найдите многозначный предлог, докажите, что он многозначный (через – значение образа действия и времени)

Вывод: По значению предлоги делятся на разряды: (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)

Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы выполним синтаксический разбор двух предложений.

2 задание

Выполнить синтаксический разбор предложений, обозначьте предлоги.

Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой.

Он ушёл, благодаря меня. (=из-за)

Что заинтересовало вас в данных предложениях? (омонимичные слова)

Как образовался предлог благодаря(путем перехода самостоятельной части речи в служебную), от какой части речи образован (деепричастия). Какие категории утратил предлог (морфологические признаки и синтаксическую роль)

Кто-то догадался, как называются такие предлоги?



А теперь, ребята , давайте обратимся к предлогам, которые были у нас в предыдущем упражнении: на, в, ради, до, с, через, по, из-за, от и благодаря.

Какова же тема нашего урока?

Запишите тему

Производные и непроизводные предлоги.

Что мы сегодня должны узнать, с чем познакомиться? Чему научиться?

Познакомиться: производными и непроизводными предлогами.

Цель: узнать как образуются производные предлоги?(образуются путём перехода самостоятельной части речи в служебные).

Научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.


3. Обратимся к учебнику.Прочитайте про себя теоретический материал, с.139, п.54.

Карточка Задание: Прочитайте предложения, найдите производные предлоги и скажите, от какой части речи они образованы?

1) В течение недели мы подготовили материалы для доклада.

2) Вопреки предсказаниям погода была хорошая.

3) Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен.

ПРОВЕРКА! В первом предложении предлог в течение образован из сочетания существительного течение и предлога в.

Во втором предложении предлог вопреки образован от наречия вопреки.

В третьем предложении предлог благодаря образован от деепричастия благодаря.

Производные


  1. От каких частей речи образуются производные предлоги?

Наречий, существительных, деепричастий

  1. Что меняется в словах при переходе существительных, наречий, деепричастий в предлог?

Изменились морфологические признаки, отсутствует лексическое значение.

  1. с существительными в каких падежах используются производные предлоги?

Предлоги используются с существительными в родительном, дательном, предложном падежах.





Карточка. Прочитайте предложение найдите в нем предлоги.

В то же мгновенье мышь юркнула в щель под порогом.

В то же мгновенье мышь юркнула в щель под порогом.

Производные

Непроизводные

  1. От каких частей речи образуются производные предлоги?

Наречий, существительных, деепричастий

(наречные, отыменные, отглагольные).

  1. Что меняется в словах при переходе существительных, наречий, деепричастий в предлог?

Изменились морфологические признаки, отсутствует лексическое значение.

  1. с существительными в каких падежах используются производные предлоги?

Предлоги используются с существительными в родительном, дательном, предложном падежах.








Первообразные; не образуются от самостоятельных частей речи















Могут употребляться с разными падежами




Вывод по таблице! -Чем непроизводные предлоги отличаются от производных? Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи.

- По каким признакам мы определяем предлоги? (входят в состав вопроса синтаксической роли не выполняют)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

1.Распределительный диктант.

Задание.Распределите предлоги на две группы производные и непроизводные. Запишите в тетрадь.

Перед, благодаря, для, при, наперекор, вокруг, в течение, над, в продолжение, через.

Производные:

благодаря

наперекор

вокруг

в течение

в продолжение


Непроизводные:

перед

для

при

над

через


Карточка Работаем в парах (письменно)

Сейчас поработаем в парах. Определите, от каких частей речи образуются данные предлоги? Выпишите по рядам

  1. предлоги, образованные от наречия

  2. отыменные предлоги

  3. Отглагольные

Внутри дома, впереди отряда, вследствие непогоды, в течение дня, наподобие цветка, в целях улучшения работы, благодаря поддержке друзей, спустя год, несмотря на проливной дождь.

1.Внутри дома, (нар) внутрь (в доме)

впереди отряда, (нар) впереди(перед)

2. вследствие непогоды, (отыменные) в следствие (из-за)

в течение дня, (отыменные) в течение(в продолжение)

наподобие цветка, (отымен) подобие (вроде)

в целях улучшения работы. (отыменные) цель (для)

3. благодаря поддержке друзей, (отглаг) благодаря (из-за поддержки друзей)

спустя год, (отглаг) спустя (через год)

несмотря на проливной дождь, (отграгольные) несмотря (невзирая на, вопреки проливному дождю)


Вывод:

Какие предлоги отыменные, глагольные, наречные?

Можно ли заменить производные предлоги другими предлогами. Попробуйте это сделать.


Самостоятельная работа.

Задания.

1.Определите с какими падежами употребляются производные предлоги и непроизводные предлоги?

2. Назовите и обозначьте орфограммы.

3.Из какой части речи образованы производные предлоги?


Мы шли по д…лине в течение целого дня.

(Не)ле…ко отыскать оши…ки в следстви... – существительное на –ие – 2 скл., п.п.

Вследствие сн..гопада мы задержались в пути.

Вопреки предск…заниям ст…рожилов погода про…снилась.


Взаимопроверка. Правильный ответ на доске.


Упражнение 340. 1.Проанализируйте предложения, найдите ошибки, исправьте их, подобрав подходящий по смыслу предлог.

Какая информация содержится в рамке напротив данного упражнения? Как она поможет нам избежать ошибок?


Задание 7:
Цифровой диктант

1 – произ

2 часть речи

  1. В течение дня он не раз заговаривал со мной.

  2. В течении военных событий произошли резкие изменения.

  3. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа.

  4. Ванюша в продолжение часа таскал за ней по базару корзину.

  5. Сговорившись на счет завтрашнего дня, они простились.

  6. Все доходы переведите на счет нашей бригады.

  7. Благодаря мастерству спортсменов наша команда победила.

  8. Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова.

-Давайте проверим, что у вас получилось. 

Код - 12211212

Итог урока

Задание. Составить кластер на тему «Предлог»

Термины для использования:

Простые, составные

Производные, непроизводные

Наречие, деепричастие,

существительное

с предлогом

Рефлексия

Давайте вернёмся к началу урока

  • Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?

  • Чему научились?

  • Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?

  • Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке?



Вспомним эпиграфы к уроку:« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» (Л.Н. Толстой) и « Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но и для того, чтоб научить делать» (М. Горький).

А теперь представьте, что вы это сосуд, а знания это вода, которым вы его наполняете, наполните наш сосуд вашими знаниями.



Я надеюсь, что мы с вами сегодня узнали много нового и полезного. Нам еще необходимо познакомиться с правилами правописания предлогов, которые нужно будет запомнить, Но это уже тема следующего урока.

Оценки.

VI. Домашнее задание. На выбор.

  1. Выписать из художественной литературы 5 предложений с производными предлогами и 5 предложений с непроизводными предлогами.

  2. Упр.340