СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен существительных" с применением ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Склонение имён существительных"»


Тема урока: Склонение имён существительных.

Цели и задачи урока:

  1. Углубить знания детей об имени существительном как части речи.

  2. Формировать навыки склонения имён существительных в единственном числе.

  3. Учить определять падеж существительного.

  4. Развивать навыки сознательного использования падежных форм имени существительного в речи.

  5. Обогащение словаря учащихся.

  6. Воспитание чувства бережливого отношения к хлебу.

  7. Расширение знаний о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

Оборудование: карточки с текстом, со стихотворением, тест по теме на листочках, слайды на компьютере: правила поведения на уроке, загадка, хлеб, страницы устного журнала и т.д.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подтянулись. Улыбнулись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

Дети берутся за руки, улыбаясь друг друга, желают удачи.

-Ребята, наш урок сегодня будет необычным. У нас урок – устный журнал.

И на уроке много гостей. Мы все немного волнуемся, но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.

-Ребята, у этого урока есть свои правила поведения. Давайте ознакомимся с ними. (Слайд 2) Читаем хором.

Будь вежливым.

Уважай других.

Говори чётко, правильно, кратко.

Не перебивай других.

-Ребята, на уроке постарайтесь придерживаться этих правил.

А теперь запишите сегодняшнее число.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-О чём ещё сегодня пойдёт речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Прочитайте её. (Слайд 3) Отгадайте.

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра на столе.

-Правильно, это хлеб. (слайд 3) Ребята, у хлеба есть ещё одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. Оно образовано от слова жити.

-На уроке мы будем говорить о хлебе и будем учиться склонять имена существительные в единственном числе и различать падежи.

Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала "Склонение имён существительных". (Слайд 4)

Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а слушают, рассказывают, отвечают и выполняют задания. Страницы устного журнала откроются перед вами одна за другой.

III. Страница 1. Минутка чистописания. (Слайд 5)

-Для начала проведём минутку чистописания: напишем букву Х, слово хлеб и предложение: Хлеб – всему голова. Вы пишите и думайте, что значит эта пословица.

-Как вы понимаете значение пословицы?

- Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. Не будет вкусной каша, суп без хлеба. Без хлеба нет ни поэта, ни учёного, ни космонавта.

На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. (Слайд 6)

(Ученик читает стихотворение. Звучит тихая музыка)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

С караваем соль подносим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук.

(Ученик подносит гостям на расшитом полотенце каравай хлеба)

IV. Страница 2. Повторение. Актуализация опорных знаний. (Слайд 7)

1. Ответы на вопросы.

-Ребята, а к какой части речи относится слово хлеб?

-Что вы знаете про имя существительное? (Слайд 8)

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? и Что?, в предложении является подлежащим и подчеркивается одной чертой)

-Как изменяется имя существительное? (Слайд 9)

(Существительное изменяется по числам и по падежам.)

-Что называется склонением? (Слайд 10)

(изменение по падежам – изменение окончаний имен существительных по вопросам)

-Сколько падежей в русском языке?(6)

-Назовите падежи с вопросами.

(И. п. ЕСТЬ Кто? Что?

Р. п. НЕТ Кого? Чего?

Д. п. ДАТЬ Кому? Чему?

В. п. ВИЖУ Кого ? Что ?

Т. п. ГОРЖУСЬ Кем ? Чем ?

П. п. ДУМАЮ о Ком ? о Чём ?)

2. Грамматическая сказка. (слайд 11)

-Ребята, есть такая грамматическая сказка " Откуда пошли названия падежей". Послушайте.

Он, т. е. падеж, ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.

Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫЙ.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ.

Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫЙ.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.

Давайте хором прочитаем припев этой песни:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

3. Склонение существительных.

-А теперь письменно просклоняем существительное ХЛЕБ. (Слайд 12)

(С записью в тетрадях. Один ученик комментирует.)

-Выделите изменяемую часть слова – окончание.

-Самостоятельно просклоняйте существительное БУЛКА.(Проверка по компьютеру. Слайд 13.)

Y. Страница 3. Работа по теме урока. (Слайд 14)

  1. Работа с учебником .

-Ребята, прочитайте вопрос Почемучки на странице 61. Ответ найдём в памятке на стр. 63.

Знакомство с памяткой. (Стр. 63) (Слайд 15)

-Упр. 111 – списать, вставляя пропущенные буквы. Определить падеж выделенных существительных, пользуясь памяткой.

Старичок (старый) отправился к морю (Д.п.),

(Почернелоёрный) синее (какое?) море (И.п.).)

Стал он кликать золотую (золото, позолота) рыбку (рыба) (В.п.).

Приплыла к нему рыбка (рыба) (И.п.), спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

  1. Работа с текстом. (Слайд 16)

-Составьте из слов предложения и напишите текст.

Хлеб спасли!

Д.п.

В жаркий полдень ребята шли по полевой (по кому? чему?) дороге. Вдруг они

П.п. И.п.

увидели (в ком? чём?) в поле клубы дыма. Это горела спелая рожь. Коля и

В.п.

Серёжа кинулись тушить пожар. Миша помчался (в кого? что?) в село.

Вскоре подъехали два трактора. Они стали заваливать рожь пластами свежей

Р.п.

(кого? чего?) земли.

-Прочитайте текст. (Про себя, затем вслух.)

-О чём говорится в тексте.

(о геройском поступке мальчиков, которые спасали ржаное поле)

-Определите основную мысль текста.

(спасти ржаное поле)

-Что в тексте названо хлебом? Почему?

(спелая рожь, из ржи выпекают хлеб)

-Что можно сказать об этих ребятах?

(ребята поступили геройски, они не растерялись и стали тушить ржаное поле)

-Спишите текст.

-Найдите главные члены предложения в 3 предложении.

Это горела спелая рожь.


-Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж.

(существительное, И.п.)


-Следует запомнить, что имя существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже.


-Определим падеж выделенных имён существительных.

Д.п.

шли по (по кому? чему?) дороге.

П.п.

увидели (в ком? чём?) в поле

В.п.

помчался (в кого? что?) в село.

Р.п.

пластами (кого? чего?) земли.

-Ребята, а вы как думаете, может человек обойтись без хлеба?

(нет)(Слайд 17)

-Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое–нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. А в хлебе есть все!

Хлеб.… Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда!

  1. Беседа о труде хлебороба. (слайд 18)

-Ребята, а как называют человека, который выращивает хлеб?

(хлебороб)


-Разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба. Никогда оно не отомрёт, не устареет. Нужны огромный труд и терпение, чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб.

(Слайд 19)

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

(Взаимопроверка)


VI. Страница 4. Закрепление. (Слайд 20)

(Слайд 21) Тест

Самопроверка. (На доске лист самоконтроля)

  1. Творческая работа

Составление Синквейна о хлебе (предварительно вспомнить с учениками)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Обсуждение

Хлеб.
Свежий, вкусный.
Печется, продается, хранится.
Продукт питания, который выпекается.
Мука

VII. Страница 6. Подведение итогов урока. (Слайд 22)

-О чём мы говорили на уроке?

-О хлебе

-Я хочу задать вами несколько вопросов.

Что же вы будете делать, если увидите:

-ломоть хлеба, лежащий на полу?

-ребят, которые кидаются хлебными крошками?

-Для того, чтобы хлеб у всех был сегодня, и завтра, и всегда трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. И каждый должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Поэтому нужно бережно относиться к хлебу. Ведь для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тысяч зёрен и труд многих людей. Мы должны определить для себя чёткое правило: бери хлеба столько, сколько съешь.

- мы говорили о хлебе

-Чему учились на уроке?

(определять падеж у существительных.)

- Давайте вспомним алгоритм правильного определения падежа (Слайд 23)

Домашнее задание: (Слайд 24)

  • Просклонять имена существительные: дорога, дом, степь;

или

  • Упражнение 112.

Рефлексия:

Я нашел подтверждение тому, что…

Я обнаружил, что…

Я был удивлен тем, что…

Мне нравится, что…

Я был разочарован тем, что…

Оценки.