Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Виды глагола" в 5 классе»
Презентацию к уроку подготовила Романова Вероника Евгеньевна, учитель русского языка и литературы в МОБУ СОШ № 31 г. Якутска
Школа волшебных поваров
«Готовим якутские национальные блюда»
Важное правило
одеть? надеть?
- Одеть – «покрыть одеждой».
Глагол употребляется с одушевлёнными существительными.
Например: одеть (кого?) малыша.
- Надеть - «укрепить что-либо на чём-либо». Глагол употребляется с неодушевлёнными существительными.
Например: надеть (что?) браслет, плащ, шапку.
«Мозговой штурм»
- Глаголы изменяются по….
- Инфинитив- это…
- Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
- Инфинитив имеет на конце…
Прочтите рецепт и подчеркните все глаголы в тексте рецепта.
- Жеребятина 900 г.лук, соль, перец, лавровый лист .
- Грудинку и реберную часть жеребятины разрубить на куски. Положить в кастрюлю, залить горячей водой, так, чтобы она покрывала мясо, довести до кипения, посолить, поперчить, добавить обжаренный лук, ослабить огонь и кипятить. Положить лавровый лист, через 5 минут проверить готовность, вынуть кусок мяса, глубже проткнуть вилкой (если вытекает прозрачный сок, мясо готово).
- Грудинку и реберную часть жеребятины разрубить на куски. Положить в кастрюлю, залить горячей водой, так, чтобы она покрывала мясо, довести до кипения, посолить , поперчить , добавить обжаренный лук, ослабить огонь и кипятить . Положить лавровый лист, через 5 минут проверить готовность, вынуть кусок мяса, глубже проткнуть вилкой (если вытекает прозрачный сок, мясо готово).
Секрет повара
Вкус блюду придаёт
хорошее настроение,
поэтому перед подачей
блюда на стол не забудьте
??? .
Улыб ка
Улыб ка
Крик ну ть
Улыб ка
Крик ну ть
Сверка ть
Улыб ка
Крик ну ть
Сверка ть
Смеять ся
Секрет повара
Вкус блюду придаёт
хорошее настроение,
поэтому перед подачей
блюда на стол не забудьте
.
- Керчех - Одно из любимых традиционных блюд якутов и подается обычно к завтраку вместо масла к лепешке или хлебу. Подают кepчех в деревянной чашке (кытыйа).
Задание: прочитайте рецепт; вставьте пропущенные буквы; обозначьте и объясните орфограммы, встретившиеся в словах на месте пропусков.
- В чистую посуду наливают х..лодные сливки или сметану, добавля..т бруснику и сахар, в..бивают мутовкой (ытык) до тех пор, пока (не)образует..ся густая пышная и устойчивая пена. Готовят кepчех небольшими порциями, хранят не более 1,5 - 2 часа. Бруснику можно заменить голубикой, земляникой или брусничным вареньем. Приготовить керчех может каждый.
- В чистую посуду наливают х о лодные сливки или сметану, добавля ю т бруснику и сахар, в з бивают мутовкой (ытык) до тех пор, пока не образуе тся густая пышная и устойчивая пена. Готовят кepчех небольшими порциями, хранят не более 1,5 - 2 часа. Бруснику можно заменить голубикой, земляникой или брусничным вареньем.
Приготовят керчех может каждый.
- А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга?
- На какой вопрос отвечает глагол «приготовить»?
- На какой вопрос отвечает глагол «готовят»?
- Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие?
- (готовят)
- А глагол «приготовить»?
- (говорит о законченном действие, имеющем результат)
Виды глаголов
Кластер
Виды глаголов
Вопрос
Действие
Что сделать?
Что делать?
Что делаю?
Что сделаю?
Что сделает?
Что делает?
Что буду делать?
Что сделаю?
Совершенный
приготовить
Несовершенный
готовить
«Вилки-ложки»
Несовершенный вид
Совершенный вид
Поиграем в Золушку? Распределите глаголы по видам
Слепил, долбил,
схватил, чинил, стукнул, поссориться, мириться, подлечил, примерз, хохотал, бормочет, думать, рассмеяться, подарю,
увезу, буду рисовать,
нарисую, расхвалил, кувыркался, помог.
Проверим
долбил, чинил, мириться, хохотал, бормочет, думать, буду рисовать,
Слепил, схватил стукнул, поссориться, подлечил, примерз, рассмеяться, подарю,
кувыркался.
увезу, помог.
Критерии оценивания
- 0 ошибок – «5»
- 1-2 ошибки – «4»
- 3 ошибки – «3»
Творческая работа
- Десерт - фрукты, конфеты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда
-
- Задание:
- нарисуйте блюдо, которое вы приготовите на десерт;
- придумайте и запишите 5 глаголов совершенного (несовершенного) вида, которые помогали вам в приготовлении десерта.
- Вывод: какое блюдо вы приготовили, что вы делали, когда готовили десерт, какие глаголы вам помогали?
Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал (а)…
- Сегодня на уроке мне понравилось …
- Сегодня на уроке мне было трудно …
Домашнее задание:
- Найти рецепты блюд разных народов. Выписать, подчеркнуть глаголы и подписать виды.
Прочных знаний!
Приятного аппетита!