Урок русского языка в 4 классе
Тема «Изменение имён прилагательных по падежам»
Цель: познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по падежам, совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, об изменении имён прилагательных по родам, числам, зависимости имён прилагательных в предложении от имени существительного; воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе.
Ход урока
1.Орг. момент
2. Чистописание
-На минуте чистописания мы запишем слоги ча ща чу щу жи ши
-Какое правило повторили?
-Запишите 5 слов с этими сочетаниями.
3. Повторение пройденного.
Загадка.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(береза).
-Ни в одной стране мира не воспевается береза так, как в нашей стране. Писатели пишут прекрасные тексты, поэты – стихотворения, а композиторы сочиняют замечательную музыку на стихотворения поэтов о березе. Берёза – это символ России.
А) Задание у доски
1) Фонетический разбор слова
береза
2) Разобрать предложение по членам
березка окном дома стройная под старого растет
3) Составить словосочетания из слов зад. 15
4)Разобрать у берёзы как часть речи
(берёза – что?, н.ф. берёза, сущ., неодуш., ж.р., 1 скл., ед.ч., И.п.).
Б) Работа с классом
- Используя указанные морфемы (няк, к, оньк, ов, ик, под), образовать ряд родственных слов к данному, записать и разобрать по составу.
- березняк, березка ,березонька, березовый, подберезовик
-Назовите лишнее слово. Почему?
-Как вы думаете, какой части речи будет посвящен наш урок? (имени прилагательному)
- Сегодня на уроке мы закрепим знания об имени прилагательном как части речи, а также узнаем, как изменяются имена прилагательные. Сл 4
- Подберите к слову берёза подходящие по смыслу прилагательные. (Русская , кудрявая, стройная, белая, высокая, тонкая, белая). Устно!!!
Сл 5.
4. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
- Прочитайте словосочетания: бел.. берёза, о бел.. берёзе
- Из каких частей речи они состоят?
-Что вы знаете об имени существительном? Назовите постоянные и непостоянные признаки.
- Что такое имя прилагательное?
-Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях? (постоянных и непостоянных признаках) Они стоят в одном роде и числе.
- Почему же у них разные окончания? (Потому что существительные стоят в разных падежах).
-Посмотрите на имя прилагательное. Какой возник у вас вопрос? (А будут ли меняться окончания прилагательных?)
- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны найти сегодня ответ? (А склоняются ли имена прилагательные?)
5. ИССЛЕДОВАНИЕ.
А) Проведём исследование:
- Образуйте множественное число прилагательного..
- Просклоняем прилагательные белая и белые
-Какие трудности могут возникнуть? (
Не знаем, на какие вопросы отвечают прилагательные в разных падежах) - Что для этого сделаем? - Просклоняем
белая вместе с существительным
берёза (на экране)!!! Слайд 6. И.п. что? белая берёза белые берёзы Р.п. нет чего? белой берёзы белых берёз Д.п. дал чему? белой березе белым берёзам В.п. вижу что? белую берёзу белые берёзы Т.п. доволен чем? белой берёзой белыми берёзами П.п. думаю о чём? о белой берёзе о белых березах - Посмотрите на окончание прилагательных и сделайте вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам, а значит склоняются).
- Прочитать вывод в учебнике. Какие слова вставили?
- От чего зависит род, число, падеж прилагательного? Прочитаем правило до конца. Б)
Работа с учебником упр. 211 с комментированием
золотое сердце, золотые сердца - Скажите – слово
золотое в каком значении употребляется: в прямом или переносном? - Золото издавна и по сей день является мерилом ценностей. Значит, золотое сердце — это мерило редких, ценных человеческих качеств. В разговорной речи о хорошем, добром человеке могут сказать, что у него «золотое сердце».
6. Работа с текстом Задание 7 - Это текст описание или повествование? Почему?
Выписать словосочетания сущ+прил. 7. Итог урока: - Как изменяются имена прилагательные? ( По родам, числам, падежам) - Как определить падеж имени прилагательного?
8.Дз. упр211
Доп. Задание синонимы 11,14
антонимы 19, 21.