воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I Организационный момент. Психологический настрой. | Слайд 1 - Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и… (внимательным). Всё пиши, не отставая, Слушай не… (перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все… (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку… (поднимать). | Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. Проводит игру «Доскажи словечко». | Настраиваются на учебную деятельность. Участвуют в игре. | Личностные УУД: -проявлять интерес Познавательные УУД: -проявляют познавательную активность Коммуникативные УУД: -взаимодействовать с учителем и одноклассниками |
II Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, а вы любите путешествовать? -Мы отправимся в морское путешествие. - На чём мы отправимся? ( на красивом паруснике) Слайд 2 - Для чего мы туда отправимся? Что будем искать? Слайд 3 роазы, аолка, патроса, помтпал, вырамод, клад, здавтор, роститп, штомсвч | | | |
III Постановка учебной задачи. Определение темы и целей урока. | - Почему не могли сразу ответить? - Определите тему нашего урока.(Что такое слово? - Цели урока? ( Зачем нужны слова) | | Формулируют мысли. Предлагают свои варианты темы урока, ставят цели. | Регулятивные УУД– определяют и формулируют цель деятельности на уроке |
IV Актуализация знаний. | 1) Минутка чистописания Мм -Когда моряки отправляются в плавание, им обычно говорят: «Попутного ветра и ясной погоды». А кто знает, что это значит «попутный»? Попутный – идущий, движущийся в одном направлении с кем или чем-нибудь. Слайд 4 -Перед нами карта нашего морского путешествия. -Какие острова встретятся на нашем пути (остров Звуков и Букв, остров Слов, остров Предложений) Мы на острове Звуков и букв. Слайд 5 2) Повторение букв и звуков - Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим. Звуки обозначаем буквами. Буквы мы пишем и читаем. -На какие две группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные) - Какие звуки мы называем гласными? Согласными? - Согласные? ( твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)) -Кто это проплывает мимо? Морской ёж Слайд 6 - Морской ёж даёт нам задание: сделать эвуко – буквенный анализ слов ёж, моряк . Составить звуковые схемы этих слов. | Предлагает задания на актуализацию имеющихся знаний и опыта по теме, которую предстоит изучать. Стимулирует интерес учащихся. Подводит детей к формулированию темы и цели урока. Демонстрирует слайд. Подводит детей к формулированию темы и цели урока. | Выполняя задания учителя, вспоминают и воспроизводят имеющиеся знания и опыт. Смотрят слайд. Смотрят слад Выполняют задание | Познавательные УУД: -воспринимать информацию из беседы учителя. Регулятивные УУД: -учатся высказывать свое предположение на основе имеющихся знаний. Предметные УУД: -воспроизводить пройденный материал. Коммуникативные УУД -оформлять свои мысли в устной форме. |
V Проблемное объяснение нового материала | -Вот мы повторили звуки и буквы, отдохнули и отправляемся дальше. Наша карта изменилась. Слайд 7 -А кто это плывет к нам навстречу? (осьминог)Слайд 8 - Кто знает, почему животное получило такое название? Осьминог – крупное головоногое животное с восемью большими щупальцами, снабжёнными присосками. -Ребята, мы окажемся на острове Слов, если выполним задание осьминога. 1) Понятие о слове Слайд 9 - Ребята перед вами слова, которые рассыпались. Соберите их и запишите. ТИК (кит) БАРЫ (рыба) ЛКАУА (акула), барк (краб), зумеда ( медуза) -Что сделали, чтобы получилось слово? - Какое значение имеют эти слова? ( Морские обитатели) - Слайд 10 Что такое слово? ( Сочетание букв, которое имеет значение) - Вот мы и на острове Слов Слайд 11 Работа по учебнику ( с.17 ) - Прочитайте название нового раздела.( Слова, слова, слова) - Где хранятся слова? ( в словарях) - с. 18, упр. 1 - Прочитайте про себя. - Прочитайте стихотворение выразительно. - Кто автор этого стихотворения? - Найдите в стихотворении сочетание букв, которое не является словом. Докажите. - Какое сочетание букв можно назвать словом? - Прочитайте пословицу: Пустые слова, что орех без ядра. - Как вы её понимаете? ((Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.) 2) Роль слов в речи - Для чего нам нужны слова? ( Чтоб красиво говорить, обращаться друг к другу). - Что могут называть слова? ( предметы) Читаем Высказывание К.Г.Паустовского А. Шибаев «Слова, слова, слова» Всему название дано И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. | Предлагает задания на актуализацию имеющихся знаний и опыта по теме, которую предстоит изучать. Подводит детей к выведению правила. Демонстрирует слайды. | Выполняя задания учителя, вспоминают и воспроизводят имеющиеся знания и опыт. Выводят правило сами и сверяют по учебнику. Рассматривают слайды. | Коммуникативные УУД: -вступать в диалог с учителем. Предметные УУД: -воспринимать значение нового правила. Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в письменной и устной форме; -слушать и понимать речь других; -договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: -учатся высказывать свое мнение. |
Физкультминутка | Игра на внимание – если слово, хлопаем в ладоши, если нет - приседаем один раз. Каша, кат, руки, луфа, свет, весна, колуман, свинт, солнце, востагон, облако, олень, юрмаш. | | Дети на определенные слова выполняют заданные упражнения. | |
| 3) Слова – названия предметов, признаков, действий - Что могут называть слова? (предметы, признаки предметов, действия предметов) - Слово и предмет это одно и то же? (Нет, предмет можно потрогать, слово – это образ). Слайд 12 Работа в парах (карточки «Засели домики» ) - Составьте предложения с этими словами ( устно). Одно предложение записать. 4 ) Тематические группы слов а) учебник с.19 упр.3 Прочитайте слова по строчкам. - Какие встретились непонятные слова? (Капель – тающий снег падает с крыш каплями. Ледоход – движение льда по течению реки весной.) - Разделите слова на две группы. 1 группа - на тему «весна», 2 группа- на тему «зима». - Записать предложение: Звенит весёлая капель. б) Игра « Магазин» (Посуда, школьные принадлежности, мебель) - Не все предметы попали в магазин по назначению. Обведите в кружок названия лишних предметов, а потом впишите их в « витрину» того магазина, где они должны быть. | | Делают вывод: предмет и слово это не одно и тоже. Отвечают на вопросы, записывают предложения. | |
Физкультминутка | Слайд 13 - На чудесном острове слов много разных животных. Здесь мы отдохнём вместе с ними.( Танец под музыку) | | | |
| 5) Однозначные и многозначные слова - Кто это лежит на морском дне? Слайд 14 Морская звезда - животное класса беспозвоночных типа иглокожих. Тело ярко окрашено, в форме звезды. Она живёт на морском дне. - А какая еще бывает звезда? (морская звезда, звезда на небе, звезда эстрады, звезда на елке и т.д.) Это многозначное слово. Слайд 15 - Отгадайте загадку: Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются …иголки - Какие бывают иголки? Слайд 16 - Какие ещё многозначные слова вы знаете? ( Кисть, шляпка, молния, ножка, ручка и др.) Рисунки | | | |
VI Закрепление новых знаний и способов действий | 1) Составление предложения из слов. - Мы покидаем Остров слов и приближаемся к острову Предложений. Слайд 17 - Мимо проплывает медуза. Слайд 18 Медуза – морское животное со студенистым телом, снабжённым щупальцами. Чтобы попасть на остров, надо разгадать шифрограмму медузы. РЕБЯТАРИСУЮТЕГОРНАРИСОВАЛСАМОЛЁТ ( Записать предложения) - Какие правила написания предложения вы знаете? - Мы на острове Предложений. Слайд19 - Из чего состоят предложения? ( из слов) - Что такое предложение? ( Предложение - это несколько слов связанных между собой по смыслу) На острове Предложений жили дикари, которые не знали этих правил и перепутали все слова в предложении. Слайд 20 Работа в группах - Составить предложения из слов и выбрать знак в конце предложения. - Запишите предложения в тетрадь. Оценивание работы в группах. | Предлагает задания для закрепления знаний. | Составляют из слов предложения. | Предметные УУД: -строить предложения в устной форме. Коммуникативные УУД: -взаимодейство- вать с учителем и одноклассниками; -оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: -развитие готовности к сотрудничеству. Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.Умение работать в группе,договариваться. Умение учитывать позицию партнёра |
VII Итог урока | - Вот и подошло наше путешествие к концу. Подведём итог. - Какое сочетание букв мы называем словом? - Для чего нужны слова в речи? - Что могут называть слова? - Где мы можем узнать точное значение слова? - Как связаны слова в предложении? - Посмотрите - наша карта изменилась. Потому что мы отыскали клад. Слайд 21 | Проводит беседу по вопросам рефлексивного характера. Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке | Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока: -Мне удалось... -Я могу похвалить... -Я недостаточно... -Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение. | Регулятивные УУД: -констатировать факт завершения действий; -самооценка. Личностные УУД: -осуществлять самоконтроль по результату урока. |
VIII Рефлексия. | С помощью цветовых сигналов ( цветные карандаши) покажите, кому на уроке было всё понятно, работать интересно – зелёный цвет, были затруднения – жёлтый цвет, было трудно – красный цвет. Благодарю всех за активную работу на уроке. Урок закончен. | Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке Объявляет и комментирует работу учеников на уроке. | Осуществляют процедуру самооценки учебной деятельности. Слушают сообщение учителя. | Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. ЛичностныеУУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок. |