СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Тип речи-рассуждение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе

Рассуждение

Цели: изучение структурно-смысловых и языковых особенностей текстов-рассуждений,

           обучение построению текстов данного типа речи;

           развитие связной монологической речи и коммуникативной активности учащихся;

           воспитание речевой культуры.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, проектор; индивидуальные дифференцированные карточки.

Ход урока

?. Оргмомент

?.Опрос

      а) Работа по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.

      б) Работа с текстами.

1) Зима.  Я иду по улице. У Лены в руке шарик.

2) До марта скованы пруды,     Но как теплы дома!     В сугробы кутает сады     Заботливо зима.    Снег осыпается с берез     В дремотной тишине.     Картины летние мороз     Рисует на окне. (Зима. Е. Русаков)

Задания.

– Какая группа предложений является текстом? Почему?

– Какие бывают тексты?

- К какому типу речи принадлежит  данный текст?

-Выпишите слова со следующими орфограммами: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».

?. Работа по теме урока

  1. Целеполагание.
  2.  Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним типом речи.

Перечислите известные вам типы речи. (Повествование, описание).

Вы уже писали сочинение-описание, повествование. Нам предстоит научиться писать сочинение-рассуждение.

 2. Лексическая работа

Задание: объясните значение слова РАССУЖДАТЬ, разберите по составу слово РАССУЖДЕНИЕ.

Объяснение нового материала. В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать.

Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.

В этом нам поможет план (на плакате):

 

 

 

 

3. Составление таблицы «Композиционное и языковое оформление рассуждения»

Задание: заполнить таблицу, проанализировав схему «Строение рассуждения» и текст

 

Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст. (Учащийся громко читает).

Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое имя.

 

Композиционная часть

Языковое оформление

Тезис

Я считаю…

Я думаю…

По моему мнению, …

Доказательства (аргументы)

Докажем это.

Это можно доказать так…

Во-первых,…

Во-вторых, …

Вывод

Итак, …

Следовательно,…

Таким образом, …

?.Физкультминутка

 Ответьте на вопросы:

1. Найдите мысль, которую нужно доказать.

2. Укажите доказательства и примеры.

3. Какое предложение в тексте будет выводом?

Итак, мы видим, что в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по иному, так как его содержание –связи между предметами и явлениями, которые устанавливает сам человек, а не окружающая действительность, как при описании и повествовании. Следовательно, будет отличаться и план. (План дан на доске).

План.

1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства (доводы, примеры):

а)_________________________,

б)_________________________,

в)_________________________.

3. Вывод (доказанная мысль).

Запишите план в тетрадь.

Работа над языковым оформлением рассуждения.

Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует?

Прочитайте на доске слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.

(Ученик громко читает).

Я считаю, что..., докажем это.., это можно доказать так.., обобщим все сказанное.., следовательно.., по моему мнению.., это объясняется следующим…

Задание.

1. Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис? (Я считаю.., по моему мнению…)

2. Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишем их. (Докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим).

3. Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишем их. (Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…)

Ребята, рассуждение может входить в другие типы речи, например, в повествование. А кто это у нас шумит?

 

Представим себе, что мы на минутку оказались героями этой сказки. Перед нами – те же задачи : испечь каравай (давайте хорошо перемешаем тесто), выткать ковер (покажем), и превратить классную комнату в озеро.

?. Закрепление

  1. Работа с текстом в парах – упр. 531
  2. Р.р. Творческая работа – мини-сочинение «Почему зиму называют сказочным временем  года?»

 

?.Обобщение

-Какова структура рассуждения?

-Какие речевые обороты употребляются в текстах-рассуждениях?

?. Итоги

?. Д/з: правило на с.93, на «3» - упр. 544 (написать текст, используя данные предложения); на «4,5» - упр. 543 ( по данному началу составить 3 текста)