Урок русского языка в 5 классе
Рассуждение
Цели: изучение структурно-смысловых и языковых особенностей текстов-рассуждений,
обучение построению текстов данного типа речи;
развитие связной монологической речи и коммуникативной активности учащихся;
воспитание речевой культуры.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютер, проектор; индивидуальные дифференцированные карточки.
Ход урока
?. Оргмомент
?.Опрос
а) Работа по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.
б) Работа с текстами.
1) Зима. Я иду по улице. У Лены в руке шарик.
2) До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне. (Зима. Е. Русаков)
Задания.
– Какая группа предложений является текстом? Почему?
– Какие бывают тексты?
- К какому типу речи принадлежит данный текст?
-Выпишите слова со следующими орфограммами: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».
?. Работа по теме урока
- Целеполагание.
- Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним типом речи.
Перечислите известные вам типы речи. (Повествование, описание).
Вы уже писали сочинение-описание, повествование. Нам предстоит научиться писать сочинение-рассуждение.
2. Лексическая работа
Задание: объясните значение слова РАССУЖДАТЬ, разберите по составу слово РАССУЖДЕНИЕ.
Объяснение нового материала. В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать.
Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.
В этом нам поможет план (на плакате):

3. Составление таблицы «Композиционное и языковое оформление рассуждения»
Задание: заполнить таблицу, проанализировав схему «Строение рассуждения» и текст
Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст. (Учащийся громко читает).
Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое имя.
Композиционная часть
|
Языковое оформление
|
Тезис
|
Я считаю…
Я думаю…
По моему мнению, …
|
Доказательства (аргументы)
|
Докажем это.
Это можно доказать так…
Во-первых,…
Во-вторых, …
|
Вывод
|
Итак, …
Следовательно,…
Таким образом, …
|
?.Физкультминутка
Ответьте на вопросы:
1. Найдите мысль, которую нужно доказать.
2. Укажите доказательства и примеры.
3. Какое предложение в тексте будет выводом?
Итак, мы видим, что в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по иному, так как его содержание –связи между предметами и явлениями, которые устанавливает сам человек, а не окружающая действительность, как при описании и повествовании. Следовательно, будет отличаться и план. (План дан на доске).
План.
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства (доводы, примеры):
а)_________________________,
б)_________________________,
в)_________________________.
3. Вывод (доказанная мысль).
Запишите план в тетрадь.
Работа над языковым оформлением рассуждения.
Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует?
Прочитайте на доске слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.
(Ученик громко читает).
Я считаю, что..., докажем это.., это можно доказать так.., обобщим все сказанное.., следовательно.., по моему мнению.., это объясняется следующим…
Задание.
1. Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис? (Я считаю.., по моему мнению…)
2. Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишем их. (Докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим).
3. Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишем их. (Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…)
Ребята, рассуждение может входить в другие типы речи, например, в повествование. А кто это у нас шумит?
Представим себе, что мы на минутку оказались героями этой сказки. Перед нами – те же задачи : испечь каравай (давайте хорошо перемешаем тесто), выткать ковер (покажем), и превратить классную комнату в озеро.
?. Закрепление
- Работа с текстом в парах – упр. 531
- Р.р. Творческая работа – мини-сочинение «Почему зиму называют сказочным временем года?»
?.Обобщение
-Какова структура рассуждения?
-Какие речевые обороты употребляются в текстах-рассуждениях?
?. Итоги
?. Д/з: правило на с.93, на «3» - упр. 544 (написать текст, используя данные предложения); на «4,5» - упр. 543 ( по данному началу составить 3 текста)