Тема: упражнение в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные УУД: установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные УУД: различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: уметь точно отвечать на вопросы.
Оборудование
Организационный момент:
«Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки». А девиз у нас какой? «Все, что надо,- под рукой.» (Учебник, тетрадь, линейка, ручка, словарь, тетрадь для примеров.)
Ввод в ситуацию:
- Послушайте загадку и догадайтесь по признакам предмета о каком времени года пойдет речь на нашем уроке.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога. (Зима)
- Посмотрите еще раз повнимательнее. На какое правило больше слов в загадке? ( на безударные гласные)
- Кто определил тему урока? (Безударные гласные)
- Сегодня мы с вами будем тренироваться в написании слов с безуд. гласными.
А цель нашего урока выявить знатаков по теме : «Безуд. гласные.»
Чистописание.
1.Зз (согл.,парн по зв.- гл.,измен по тверд.-мягк.) завод, заяц, завтрак.
2. В предложении подчеркнем изученные орфогр., спишем предложение.
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на берег.
3.- Как понимаете выражение «звездами падая на берег»? (Снежинками падает на берег.)
- Кому принадлежат эти строки (А.С. Пушкину «Опрятней модного паркета»)
4.- Подберите к слову снег, слова, обозначающие признаки предмета.( Работа в парах)
(Пушистый, мягкий, жесткий, легкий, серебристый, переливающийся, искрящийся, блестящий, разноцветный. Рассыпчатый (липкий), скрипучий, хрустящий. Первый (последний).)
- Сравниваем с пушинками, звездочками, точками.
Словарь.
1. Запишем несколько слов на повторение. (1 уч-ся на перен. доске). Я называю слова, а вы подбираете и записываете самостоятельно слова противоположные по смыслу.( Работаете в парах).
Юг-север
Грустно- весело
Медленно-быстро
Оттепель-мороз
2. Сравним с доской
3.Послушайте загадку:
«Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок,
Попадался на зубок.
Расколоться все не мог
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
4(Показываю иллюстрац.)- Читаем словарное слово, записываем в словарик.
5.Подберем однокоренные слова (1 уч-ся записывает на доске)
Орех, ореховый, орешек, орешник, орешниковый.
- Какие мы записали слова?
-Как пишутся корни в однокоренных словах?
6. Посмотрите на иллюстрацию и опишите этот предмет, употребив слова, обозначающие признаки предмета, назовите прилагательное.
Орех (простой, золотой, золотистый созревший, загорелый или спелый, недозревший, круглый, изумрудный, маленький или большой.)
7. Проверка домашнего задания (устно).
- Проверять будем выборочно (1 уч-ся зачитывает слово с безуд. гласной, остальные
сигналят).
Основная часть урока.
1.Вставить пропущенную букву – устно, цепочкой.
М…лыш, т…щить, д…лекий, л…пить, тр…щал, сн…говик, т…шина, ж…льцы, в…рхушка, м…тет, ст…ят, т…пло, х…л…да, к…вер.
-На какое правило записаны слова на доске?
- Как проверяем безуд.гласную?
2. Придумаем с этими словами красивое предложение о зиме.
3.На доске записан текст давайте его прочитаем и найдем слова с безуд.гласными, проверяем ударением.
Декабрь- самый тяжелый месяц зимы. Стоят сильные морозы. Редко появляется солнце. День все короче. Вспомни о птицах и зверях. Помоги им пережить зиму. Угощай их зерном, сеном и ветками.
4.Текст закрываю, записываем отдельные слова, ставим ударение, подчеркиваем безуд.гласную.
Тяжелый, зима. Стоят, появляется, короче, зверей, помоги, угощай, зерно.
5. Расскажи как помогаете вы животным зимой? (развешиваем кормушки, насыпаем в них корм)
6.Рассмотрим иллюстрацию и ответим на вопросы: с.84 №230
-Где работают ученики?
-Какие инструменты там были?
-Какие вещи делают школьники?
7.Орфографическая подготовка
1)- Назовите слова, обозначающие предметы, смотрите на картинку (слова записаны на доске и закрыты )
М…стерская, н…жовка (п…ла), т…пор, м…л…ток, рубанок, к…рмушка, скв…речник.
2)- Назовите слова, обозначающие действие предмета.
Р…ботают, м…стерят.
3)- Как можно сказать о таких ребятах? Какие они? (Молодцы, трудолюбивые, любят природу и ее охраняют, работают дружно)
4)- Как можно озаглавить наш рассказ? (Дружная работа.)
5) (Открываю записи на доске.)
- Вставим безуд.гласные.
- Посмотрите еще раз на эти слова Я сотру вставленные буквы.
6) Самостоятельная работа учащихся.
- Запишите получившийся рассказ, безуд.гласные подчеркиваете. Кто работает быстро, можете продолжить рассказ.
Дружная работа.
Ученики работают в школьной мастерской. Там были пила, топор, молоток, рубанок. Школьники мастерят кормушки и скворечники для птиц. (пернатых друзей)
7). - Давайте послушаем, какие у вас получились рассказы.
Итог урока.
- Нам нужно назвать лучших знатаков по теме: «Безуд.гласные.»
- Как проверяем безуд.гласные ?
(Путем подбора однокоренных слов и изменения по числам)
- Зачитайте свои предложения с безуд. гласными, какие составляли дома.
VII. Домашнее задание.(упр. № 241.)