Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Автор:
Дьяконова С.В. , учитель начальных классов Шапкинского филиала МБОУ Мучкапской СОШ
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Цель: Развивать орфографические умения написания слов с безударными гласными в корне слова.
Задачи:
- формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
- уметь подбирать проверочные слова.
Личностные:
- уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные:
а) регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
-высказывать своё мнение;
б) коммуникативные УУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-работать в паре и группе.
в) познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
-компьютер
-проектор
-презентация
- учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина;
- смайлики;
- таблицы;
- карточки с шагами алгоритма действий при постановке безударной гласной в корне слова .
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах, в группах, взаимопроверка.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока:
I этап: Организационный момент.
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
-Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок будет познавательным и интересным!
- Покажите, с помощью смайликов, какое у вас настроение. Слайд 2
II этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
-Давайте оформим работу в тетрадях. Запишите число, классная работа.
1.Минута чистописания:
- Посмотрите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.
-аоиея
-Что за буквы записаны?
Дети: Гласные, которые требуют проверки, опасные, сомнительные…
-Когда они становятся опасными?
-Посмотрите, как соединять эти буквы.
-Напишите правильно и красиво.
2.Словарная работа
- Я читаю загадку, а вы пишете отгадку. (1 ученик работает у доски)
1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)
2. Хоть неплохо я одета,
Бьёт озноб меня всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу я в холода. (осина)
3. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (собака)
5. Вьётся верёвка, на конце головка. (змея)
6. Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,
Слышишь его, да не увидишь его. (ветер)
7. Над домом у дорожки
Повисло пол-лепёшки. (месяц)
8. Малиной обедает,
Где мёд ведает. (медведь)
9. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)
10. Гребень имею – не пользуюсь им,
Шпоры имею-не езжу верхом.(петух)
- Проверим свою работу и работу ученика у доски. Если слово написано без ошибок – один раз хлопните, если с ошибкой – топните. (оценивание)
III этап: Постановка учебной задачи
- Какое слово из написанных является лишним? Почему?
- В - Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами.
- Посмотрите видео и дайте ответ, на вопрос поставленный в этом видео
https://cloud.mail.ru/public/HJvX/yLRJ9YcdP
- Скажите, есть ли в записанных словах такие же опасные места?
- В какой части слова они находятся?
- Как называется эта орфограмма?
- Как вы думаете, то какова наша тема урока?
- Какие задачи мы перед собой поставим? (План записан на доске)
- Какие знания, умения, навыки помогут нам сегодня на уроке?
какой части слова стоит проверяемая безударная гласная? (в корне)
- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3
- А теперь поработаем с таблицей. В первом столбике написаны вопросы. Ваша задача во втором столбике напротив вопросов поставить знак «+», если вы знаете ответ на вопрос, если ответ не знаете, то ничего не ставьте. Слайд 4
- Посмотрите на свою таблицу и скажите, какова же будет цель нашего урока?
.- На карточке слова:
Дв.ры, стр.ла, в.да, тр.ва, х.лмы, ж.ра, св.ча, пч.ла, гн.здо, ч.жи, д.жди, шк.фы.
- Работая в паре, вставьте пропущенные буквы.
- Проверим. (1 пару, оценивание) Слайд 5
- Поднимите руки, у кого все буквы вставлены правильно?
- Поднимите руки, кто допустил ошибки?
- Как думаете, почему вы допустили ошибки?
IV этап: Открытие нового знания.-
.- Работая в группе, составьте из карточек алгоритм действий при постановке безударной гласной в корне слова.
- Проверим работу групп. Составим алгоритм. Слайд 6
- Как подобрать проверочное слово?
- Работая в группе, познакомьтесь с правилом с.104 и продолжите алгоритм. Слайд 7скрин 2
V этап: Работа по теме урока
Отработка навыка проверки безударных гласных.
Работа с индивидуальными карточками разного уровня.
-Выберите ту карточку, с заданием которой вы сможете справиться.
Первый уровень (желтая карточка)
-Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву
Лес- л..сной, снег- сн..га, корм- к..рмушка, зимы- з..ма, холод- х..лодный, гнёзда- гн..здо, перья- п..ро
Второй уровень (синяя карточка )
- Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
______-х..лодный
_____ - гн..здо
______- п..ро
______- к..рмушка
_____ - з..ма
____ - л..сной
Третий уровень (красная карточка)
- Поставь ударение, из данных слов выбери проверочные, вставь пропущенную букву
лесник, перелесок - л..сной
зимушка, зимовать, зимний- з..ма
подкормка, кормить, корм- к..рмушка
холода, холод- х..лодный
гнёзда, гнездится - гн..здо
перина, пёрышко- п..ро
скрин 4
Проверка выполнения задания.
Подводятся результаты работы всех групп. А какие еще проверочные слова вы подобрали? (3 уровень)
Предложите свои варианты.
Вывод:
Какие слова являются проверочными?
Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
VI этап: Физкультминутка
Птички прыгают, летают
Птички крошки собирают.
Пёрышки почистили
Клювики почистили
Птички летают, поют,
Зёрнышки клюют.
VI I этап: Продолжение работы
- Выполним упр. 195 на с. 105. 1 вариант – вставить буквы «о» или «а»,
2 вариант – вставить буквы «е», «и», или «я».
- Проверим вашу индивидуальную работу. ( по 1 ученику с каждого варианта, оценивание)
Предлагает продолжить работу в парах
Составьте предложения. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните написание. Запишите слова вместе с проверочными.
Поесть м..тели
Мы их щели
Зам..ло всё к ..кну прил..тели
Мы кормом зах..тели
Завыли не гоним
Птички накормим
Давайте из получившихся предложений составим текст.
О чем будет текст?
Что для этого нужно сделать с предложениями?
Завыли метели. Замело все щели. Птички к окну прилетели. Поесть захотели. Мы их не гоним. Мы их накормим.
Что у вас получилось? Текст- стихотворение.
На уроке окружающего мира мы говорили о том, как важно быть другом природе.
Вот и у нас получился закон.
Помогите птицам зимой!
Какое предложение по интонации и по цели высказывания?
Птицы обязательно отблагодарят за помощь.
Русская пословица гласит:
Покорми птиц зимой- они послужат тебе весной.
Как вы понимаете эту пословицу?
VIII этап: Рефлексия .- Вернёмся к нашей таблице. Заполните третий столбик.Слайд 4
- Что изменилось в таблице? Какой вывод можете сделать?
- Какую тему определили на урок?
- Какие цели ставили? Достигли цели?
- Чтобы быстрее научиться правильно писать безударную гласную в корне слова, запомните стихотворение. Слайд 8скрин 9
Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
У меня особенно хорошо получилось
Что показалось трудным?
- С помощью карточек- смайликов покажите какое у вас сейчас настроение.Слайд 2
IX этап: Домашнее задание. с. 104 – правило выучить и выполнить упражнение на выбор:с. 105 упр. 196, с. 106 упр. 197, с. 106 упр. 198 Слайд 9
Список использованной литературы:
1. Т. Ломбина, В. Лукша. Торба с загадками.- Сыктывкар: Издательство «Эском», 2015.