II. Актуализация Минутка чистописания.Словар ная работа. | повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Методический прием -подводящий диалог Мы начинаем минутку чистописания с загадки С этой буквой веселей! Ну и как не улыбнуться - Повисеть могу на ней, А еще и подтянуться! - Что вы можете сказать про эту букву? Обратите внимание на СЛАЙД. Что необходимо сделать с этими буквами? (записать) пм по пр пф по пл по пг пи пя (самопроверка с доски) Теперь возьмите простой карандаш и зачеркните все буквы п, что у вас получилось, что интересного вы заметили? (морфология) -Что обозначает это слово? -Что изучает морфология? СЛАЙД -Правописание этого слова надо запомнить. Разделим на слоги, поставим ударение, выделим опасные места, пропишите слово до конца строки. -Вы уже можете определить с каким разделом русского языка мы сегодня работаем? (раздел «Морфология») Работа в группах (карточка) Повторить правила работы в группах, выбрать, кто будет отвечать. Задание: заполнить таблицу -Будем проверять (устно) 1 столбик – 1группа -Какие слова записали в первый столбик? -На какие вопросы отвечают эти слова? -Что обозначают? -Как называется эта группа слов? (им. сущ.) 2 столбик -Какие слова записали во второй столбик? -На какие вопросы отвечают эти слова? -Что обозначают? -Как называется эта группа слов? () 3 столбик -Какие слова записали в третий столбик? -На какие вопросы отвечают эти слова? -Что обозначают? -Как называется эта группа слов? () -Какие слова оказались лишними? (по, у, на) Почему? (эти слова не отвечают на вопросы, ничего не обозначают) -Как называется эта группа слов? (предлоги) -А какое еще слово не выбрали? (десять) Почему? -Сколько групп получилось? (5) -Кто догадался, какая тема урока? (Части речи)
Предлагаю послушать стихотворение о частях речи. мотивирующий приём “яркое пятно” – сказка СЛАЙД Существительное — школа Просыпается -глагол С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье Бьет числительное семь За ученье, без сомненья Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы Нам их надо повторять, И при этом не лениться, И ни часу не терять. После школы, как известно Мы катаемся в санях Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! - Что объединяет все эти выделенные слова? (это части речи)
| Высказывают свое мнение. Участвуют в диалоге. Правильно пишут соединения букв Анализируют написанные соединения и оценивают себя Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Морфология – наука, которая изучает части речи. Дети получают карточки, заполняют их. Работают в группах отвечают на вопросы, делают выводы Ответы учащихся. Высказывают свое мнение. | познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; личностные: -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач; регулятивные: -анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, находить ошибки, устанавливать их причины; коммуникативные: -слушать собеседника, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строить понятные для всего коллектива высказывания; умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению; | |
III. Постановка учебной задачи | обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”) | -Посмотрите внимательно на слайд, все ли части речи вы знаете? Может быть каких-то не хватает? -Хотите узнать? (Да) А теперь каждый из вас поставит перед собой учебную задачу: «Что узнает на уроке и чему будет учиться?» СЛАЙД: Ты узнаешь: что такое части речи; (слова) по каким признакам они определяются; (предмет. д-е. признак) чем различаются части речи между собой; что такое самостоятельные и служебные части речи; - На какие вопросы мы можем ответить? Не можем ответить на последний вопрос. Хотите узнать ответ на этот вопрос? | Участвуют в диалоге.
Варианты ответов. | Регулятивные: - умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, способность прогнозировать деятельность на уроке , удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат). Познавательные: - выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре и группе. | |
Процессуальный этап | |
4.Открытие новых знаний. Физминутка | | Послушайте сказку. О чем в ней идет речь? В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные, они считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Жили части речи очень дружно. Одни части речи верно служили другим: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении, и его части, вносили в предложение дополнительный смысл. А важные особы- части речи им были благодарны. СЛАЙД Однажды в королевстве был парад и части речи должны были построиться в 2 колонны. Они хотели встать правильно и пройти красиво перед королем, показать ему какие они все красивые и нужные. Но очень боялись - правильно ли они встали в колонны? -О чем идет речь в сказке? Давайте поможем частям речи правильно распределиться в колонны -На какие две группы можно распределить все части речи? -Как бы назвали важные части речи-(Самостоятельные) -А тех, кто им служил? (Служебные) Давайте запишем эти слова в тетрадь. СЛАЙД + доска коллективная работа - Запишем самостоятельные и служебные части речи. Вам поможет «торт» с. 146-147 -Сколько всего частей речи в русском языке? (10) -Сколько самостоятельных частей речи? (6) -Сколько служебных частей речи? (4) -Какие части речи тебе уже знакомы? Предлагаю поработать самостоятельно. СЛАЙД 1- Васька, змей , и , над, облаками, плыли, гордый, бабушка, любит. Ах, по ,как, внуков 1-Составьте и запишите в тетрадь предложение из заданных слов. Форму слова можно менять. Проверка. 2- Запишем предложение в тетради и у доски: Гордый Васька и змей плыли над облаками. 3.-сделайте вывод: все слова в предложении связаны по смыслу, есть законченная мысль… 4- задайте вопросы к каждой части речи, сделайте вывод 5- подчеркните все члены предложения, сделайте вывод Давайте проверим к каким выводам вы пришли? Вывод: Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи? (ответы) Теперь давайте еще раз вспомним, какие есть части речи при помощи учебника (правило стр. 145). Прочитайте друг другу. | Записывают самостоятельные и служебные части речи Распределяют части речи по группам Работа в парах. Работа у доски. Чтение правила в учебнике друг другу. | Регулятивные УУД Высказывать свою версию - планирование; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме - готовность признавать возможность существования различных точек зрения. Участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами решения Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; преобразовывать информацию
| |
| |
V. Первичное закрепление | организовать первичное применение новых знаний | Чтобы нам никогда не ошибаться в самостоятельных и служебных частях речи, нужно выполнить задания. Предлагаю разбиться на группы по 4 человека. Работа по карточкам, у каждой группы своя карточка Карточки Прочитай группу слов. Подумай, есть ли в ней лишнее слово. Какое? Подумай, что объединяет оставшиеся слова. Устно. 1 группа — Москва, осень, дождь, на , ребенок, дерево 2 группа — красивый, широкое, по, гибкий, городской, быстрые 3 группа— прибежал, рисовали, читать, пел, напишет, и 4 группа — в, страна, государство, город, народ, Ковров 5 группа — прилежный, в, на, под, из, над, у 6 группа — дверь, окно, за, снег, машина, цветок 7 группа - а, или, гуляет, но, и, да Проверка. Устно. | выполняют задания в группах обсуждают, делают выводы, | Регулятивные корректировать деятельность: вносить изменения в роцесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения общеучебные умение структурировать знания, умения осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывание коммуникативные умение вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнера | |
VI. Повторение, включение новых знаний в систему знаний Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) | зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Редактирование текста. Самостоятельная работа (индивидуальная карточка) -Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. (СЛАЙД) Солнце … небу гуляло … … тучу забежало. Глянул заинька … окно, Стало заиньке темно. Наступила темнота, … ходи … ворота: Кто … улицу попал – Заблудился … пропал. Взаимопроверка со слайда. Отметка. | Самостоятельно выполняют задания | Регулятивные умение принимать и сохранять учебную задачу, совместно оценивать результат своих действий, вносить коррективы личностные создавать условия для формирования представлений о причинах успехов и учебе, положительное отношение к изучению русского языка коммуникативные готовность признавать существование различных точек зрения. Участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера познавательные воспринимать смысл заданий находить «опасные места» при оформлении предложений, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить речевые высказывания | |
Рефлексивно-оценочный этап | |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение Домашнее задание |
| Рассмотрите внимательно рисунок на странице 146- 147 и выполните упражнение 4 в тетради | Запись в дневник д/з | Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, иметь представление о существовании различных точек зрения, приходитьк общему решению | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | -Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке, достигли ли мы их? - Пригодятся ли эти знания нам в дальнейшем? - Под каким девизом мы сегодня работали? "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". -Что нового узнали на уроке? К каким выводам пришли?
Теперь каждый из вас проверит себя по схеме Я – знаю, я- запомнил, я- смог
-На все вопросы нельзя ответить на одном уроке, ещё многое предстоит узнать на последующих уроках. | Высказывают свое мнение. Участвуют в диалоге. Рассказывают об уже изученных частях речи | Личностные: - осознание ценности достигнутых результатов, проявление ценностного отношения к результатам и способам действий по их достижению; рефлексивные умения; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Регулятивные: - выводы обучающихся о достигнутых результатах, способах действий и условиях их достижения | |