Класс: 4 класс
Тема урока: «Местоимение»
Урок изученного нового материала
Цель урока: создать условие для сформирования понятия о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятие о местоимении как самостоятельной речи;
- ознакомить обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями
Развивающие:
- развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с
предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление,
орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса;
- развивать умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;
- развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;
- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- сформированы представлений о местоимении, как части речи;
- знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
- развитие самостоятельности;
- развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;
- сформирована способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;
- учащиеся могут ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Межпредметные связи: Литература
Оборудование урока: карточки с заданиями, эталоны для проверки, карточки с местоимениями
Методы: словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-поисковый, сравнение, обобщение.
Формы: коллективная, индивидуальная, групповая
Ход урока.
I. Организационный момент (2 мин)
Психологический настрой.
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы ещё не улыбались.
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моём сердце расплескалась!
II. Сообщение темы урока. Изучение нового материала (10 мин)
Тему урока вы назовёте сами, если отгадаете загадку.
Загадка:
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения
Огромна роль …(местоимения).
Беседа о местоимении.
- Кто же из вас сможет сформулировать, какую часть речи мы называем местоимением?
Чтение правила в учебнике
Вывод 1: указывают на предмет, но не называют.
- Перечислите известные вам местоимения. (……………………..)
- Посмотрите на доску (на доске отрывки из стихотворений с личными местоимениями).
Мы сегодня в лес пойдем За зеленой елкой. (Н.Найденова) | Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна. (А.Пушкин) |
Я лечу, лечу стрелой Только пыль взметаю. (А.Толстой) | Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. (К.Чуковский) |
Гуси, вы гуси, серые гуси, Где вы летали, что вы видали? (Песня) | В небо взлетают цветные огни, Весть о победе разносят они. (Е.Трутнева) |
Найдите строки, в которых местоимения указывают на:
- говорящее лицо….. я, мы – это местоимения первого лица.
- лицо, к которому обращена речь……. ты, вы - это местоимения второго лица.
- лицо, о котором говорят… он, она, оно, они - это местоимения третьего лица.
Вывод 2: личные местоимения бывают 1, 2 и 3 лица
- Обратите внимание на слайд: местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО указывают на какое количество предметов? А местоимения МЫ, ВЫ, ОНИ ? Что вы можете сказать?
Вывод 3: местоимения бывают единственного и множественного числа.
III. Работа в тетради (18 мин)
3.1. Оформление тетради.
Запись числа, классная работа.
3.2. Минутка чистописания. Игра «Где спрятались местоимения?»
- Я буду загадывать вам загадки, вы слушаете внимательно и в тетрадь вы запишите только те местоимения, которые спрятались в ответе:
Загадка первая. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов ?
Дети Заяц. Это местоимение Я.
Вторая загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы
получить неодушевлённый предмет ?
Дети Мыло. Местоимение МЫ.
Третья загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог МЫ.
Дети Вымыты. Местоимения ВЫ МЫ ТЫ
Четвёртая загадка . Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?
Дети Тыквы Местоимение ТЫ к местоимению ВЫ.
Пятая загадка. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?
Дети ОН, назад НО.
Шестая загадка. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
Дети ОНО.
3.3. Орфографическая пятиминутка. Игра «Путаница».
- Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам,
Всё расставить по местам!
- В стихотворении переставлены строчки. Пропущены буквы в словах.
Задание: правильно расставить строчки, вставить пропущенные буквы и объясни орфограммы. Найди местоимение и подчеркни.
З…л…пили снегом щели .
Прил…тели к нам м…тели,
Льдинкой росписи н…нёс .
На …кне ст…рик М…ро…
3.4. ФИЗМИНУТКА
3. 5. Работа по перфокартам.
- Упражнение называется «Определи лицо местоимений».
- Я читаю строки из сказочных повестей, а вы должны услышать местоимения, которые встретятся и самостоятельно в перфокартах отметить лицо.
1) В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. (их, они).
2) «Ну вот, перед нами Винни – Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом.» (нами, он)
3) «Я въехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег. Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно захотелось спать.» (я, мне)
4) «Навигацию у нас в мореходном училище преподавал Христофор Банифатьевич Врунгель.» (у нас)
5) «Если ты хочешь отыскать Вишневый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрестке». (ты)
6) «Жил-был на свете маленький мальчик. Звали его Юн». (его)
7) «Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами…» (она)
3.6. Редактирование текста.
Прочитать текст. Озаглавить текст.
Самая умная из моих собак-это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
- Что вам не понравилось? (Повтор слов.)
- Какие слова повторяются?
- Как устранить ошибки? При помощи, какой части речи? (С помощью местоимений)
- Устраните ошибки и прочитайте текст заново. Запишите.
- Найдите основу каждого предложения. Определите роль местоимений в предложении.
Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать? (Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы и в предложении могут быть и подлежащим и дополнением)).
Вывод 5: Отвечают на те же вопросы, что и существительные, в предложении могут быть подлежащим и дополнением.
3.7. Групповая работа:
Учащимся предлагается текст. Отослать файл.
Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.
- Кто же это "он"? Подумайте. О ком или о чём идёт речь в данном тексе. (в группах беседа о чём говориться в тесте)
- Почему вы рассказали о разном? (В тексте слово "он" не называет предмета)
Сравните два текста и сделайте вывод. (В первом тексте постоянно повторялось одно слово, было некрасиво, а во втором тексте – одни местоимения и непонятно, о чём речь. Поэтому, в своей речи мы должны использовать и существительные и местоимения)
Вывод 6: правильное употребление в речи.
А где можно использовать этот прием. Давать характеристику предмета, указывать на него, но не называть? (в загадках)
- Я предлагаю вам послушать загадку и отгадать её.
ОН, ОНА, ОНО
Мое стихотворение – Про местоимения… Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ОНО Розовой жар-птицей… А стемнеет – Он придет: Тоненький, Смущенный, - | Он на цыпочках войдет Долькою лимонной. Срок прошел – плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна!) (Е.Кай) |
3.8. Игра «Собери пословицу».
- Составьте пословицы из частей.
Скажи мне кто твой друг, | | от того и наберёшься. |
С кем поведёшься, | | пусть тебя другие похвалят. |
На друга надейся | | и я скажу, кто ты. |
Не хвали себя сам | | сам не плошай. |
- Какой темой объединены пословицы? (Тема дружбы.)
- Какие ассоциации у вас возникают со словом дружба?
- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? Назовите их.
Объясните смысл пословицы.
- Запишите пословицу, в которой есть личные местоимения. Подчеркните их.
Вывод 7: Украшают речь.
IV. Обобщение: по кластеру, который получился (5 мин)
Тест по теме «Личные местоимения».
- А сейчас мы проверим ваши полученные знания о местоимении, через проведение небольшого теста.
V. Итог урока (3 мин)
О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
Что нового вы узнали о местоимении?
VI. Домашнее задание (4 мин)
1 группа: Придумать сказку о местоимении и оформить в презентации.
2 группа: Найти 5 пословиц с личными местоимениями и придумать задание, которое мы должны выполнить.
3 группа: стр. 53 упражнение 111.
VII. Оценивание работы учащихся на уроке.
VIII. Рефлексия (3 мин)
Рефлексия настроения «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.