СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода»»

Урок по русскому языку

в 4 классе на тему:

«Склонение имен прилагательных

женского рода»

Учебник: Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с., [2] л. ил.: - (Школа России), -ISBN 978-5-09-050566-6.



Тема урока: «Склонение имен прилагательных женского рода»

Цель урока: создать условие для сформирования у учащихся понятия об особенностях склонения прилагательных женского рода.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.

Развивающие:

- развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода;

- развивать творческие способности;

- развивать умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;

- развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;

развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность;

Воспитательные:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

- формирование умения работать в группах;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- сформированы понятия об особенностях склонения прилагательных женского рода;

- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.

Личностные УУД: 

- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;

- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям

Оборудование урока: мультимедийная доска, презентация, карточки для произведения склонения прилагательных, сигнальные карточки: «веер с падежами», «ёлочки».

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

 I. Организационный момент (1 мин)

II. Сообщение темы урока (5 мин)

–  Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год).

– Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. Красавица! Правда?

– Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё  поговорим о ёлочке.

– Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные).

– Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, просигнальте мне. (Для этого дети используют изображение ёлочки, лежащее у них на столах. Рисунок 1.)



– Готовы?

– Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую).

– Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной.)

– Гостья  радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой).

– Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки  спрятали в коробку, и ёлка стала ...  Какой?

– Какой же стала ёлочка? Как вы думаете?  (Грустной). А почему? (Ответы детей).

– А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).

– А какой же выход вы видите? (Ответы детей).

–  Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии. Давайте прочитаем на обратной стороне «ёлочки» то, о чём она просит. 

Свою ошибку осознай!
И никогда не повторяй!
Пойми, что многих ты сильней.
Так не губи их, пожалей!

– Ребята, прочитайте  на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся? (Ёлочка, зелень).   

– Какого они рода? (Женского).

– В одном ли падеже они стоят? (Нет).  Почему? (Разные вопросы и окончания).

– Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.

– Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода».

III. Словарная работа (5 мин)

– Запишите словарные слова:

Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната, хорошо, до свидания, сегодня, чёрный, крестьяне.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли верно написали. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Остальным надо повторить написание этих слов.

– А теперь обратите внимание на три первых  написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором

  • во-первых, букв столько же  сколько и звуков,

  • во-вторых,  гласных звуков больше, чем согласных.

– Что это за слово? (Аллея). 

– Как вы понимаете это слово? (Аллея – дорога в парке с рядами деревьев.)

– А ели растут вдоль этой дороги? (Да).

– Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).

IV. Изучение новой темы (10 мин)

–Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка)

– Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное).

– А какого рода прилагательные? (Женского).

– Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.

Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже.

(Коллективно выполняется работа по карточке. Рисунок 3.)

– А сейчас, внимание!

Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).

–  Какое это окончание? (-ой, -ей). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)

Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое?  (По ответам детей составляется таблица. Рисунок 4.)

– Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).

– А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).

V. Работа с учебником (5 мин)

– Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение со снежинкой на странице 19.

– Прочитайте 1-ое предложение. Есть ли прилагательные женского рода? (Да).

– Прочитайте. (Детской железной).

– Определите падеж, покажите с помощью веера. (П.п.)

– А как вы  определили? (По существительному?)

– Назовите окончание? (-ой).

– Прочитайте второе предложение. Есть прилагательное женского рода? Прочитайте. (Северной).

– Определите падеж. (П.п.).  Назовите окончание? (-ой).

– Читаем следующее предложение. Ищем прилагательное женского рода. (Здесь нет).    

– Продолжаем. (Здесь есть прилагательное женского рода. Железной.)

– Какой падеж? (Д.п.)

– Окончание? (-ой).

– И последнее предложение. Есть здесь? (Нет).

Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

– Какое? (-ой, -ей)

Смотрю, немного вы устали.
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.

VI. Физкультминутка (2 мин)

VII. Закрепление (10 мин)

– Садитесь. Пока мы с вами отдыхал, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. А возьмём это слово в первом предложении того упражнения, которое мы рассматривали.

(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).

– Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.)

– Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).

– Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).

– И под последним сугробом… (обст.).

 –  Вот она – дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его  тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.

– Прочитайте три следующих предложения.

 Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.

– Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме. 

 – Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.

Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.

Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).

– Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)

– Прочитайте следующие два предложения.

Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.

– Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.)

– Давайте заменим другими словами. (Ответы детей).

– Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение.

 Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба.

(Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат)

– Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит. (Торчат).

– Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей).

– Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.).

– А теперь самостоятельно закончите текст, добавив 4-5 предложений. Обязательно вставьте прилагательные, в том числе женского рода. (Самостоятельная работа).

– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои работы).

– Какие прилагательные мужского и среднего родов вы использовали? Назовите окончания и объясните, почему вы вставили именно их.  (Ответы детей).

– Использовали ли вы существительные женского рода? В каком падеже и  с каким окончанием? (Ответы детей).

VIII. Подведение итогов (3 мин)

В каких падежах безударные окончания прилагательных  женского рода имеют одинаковые окончания? (Ответы детей)

– Вот и оленёнок прибежал  за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!»

IX. Домашнее задание (2 мин)

– Вот и закончилась наша сказка, а чудеса всё равно продолжаются. Снегурочка ушла, но оставила вам  подарки.  Эти снежинки будут вам запомнить окончания прилагательных женского рода. Урок окончен. Удачи!



X. Рефлексия (2 мин)

После изучения данной темы:

Я знаю



Я умею



Я могу



Я хочу